На Luhman 16B облачно с прояснениями

Наука и технологии
Москва, 10.02.2014
«Эксперт» №7 (886)
Благодаря открытию в последние годы новых космических объектов — коричневых карликов — все более популярной становится новая научная дисциплина экзометеорология

Рисунок: Константин Батынков

В выходные через экваториальные области Luhman 16B будет перемещаться обширный атмосферный фронт, в зоне которого ожидается образование многочисленных вихревых потоков и сильных песчаных бурь, а также долговременное усиление ветра с порывами не менее 3000 км/час.

В северных регионах после длительного кислотного тумана возможны кратковременные прояснения при видимости 3–5 метров. Южнее экватора пройдут проливные железные дожди, и жара несколько ослабеет: к понедельнику температура на поверхности может упасть до 1400 градусов Кельвина.

Тем не менее любителям экстремального туризма ради собственной безопасности настоятельно советуем в эти дни не посещать Luhman 16B. Кроме того, повышенные меры предосторожности рекомендуется принять капитанам всех транспортных кораблей, осуществляющих полеты в непосредственной близости от данного космического объекта».

Если эта мрачноватая сводка в стиле сайенс-фикшен вызовет у читателей лишь ироническую ухмылку, сразу поспешу их несколько приструнить: все вышеописанные экстремальные погодные явления с высокой степенью вероятности регулярно происходят в атмосфере пресловутых коричневых карликов и в приведенном тексте почти все правда.

Во-первых, коричневый карлик Luhman 16B — реальный космический объект, хотя о его существовании ученым стало известно лишь около года назад. Он и его напарник Luhman 16А находятся на расстоянии всего около 6,6 светового года от Земли в созвездии Паруса и на текущий момент являются двумя самыми близкими к нам коричневыми карликами, открытыми астрономами.

Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, информация о бурной атмосферной активности на Luhman 16B, в том числе о наличии у него мощной облачности и о возможных дождях из раскаленного железа, — это тоже не фантазия неудавшегося автора фантастических романов, а результат недавних исследований, осуществленных двумя группами западноевропейских астрофизиков. На днях они опубликовали две статьи о нашем новом карликовом соседе в журналах Nature и The Astrophysical Journal Letters.

Иными словами, профессия экзометеоролога, то есть специалиста по прогнозированию погодных явлений на космических объектах вне нашей Солнечной системы, уже сегодня постепенно начинает приобретать вполне отчетливые очертания. Причем, как это ни удивительно, особенно заметными успехами в этой специфической научной области в последние несколько лет могут похвастаться именно астрономы, специализирующиеся на изучении коричневых карликов, первый из которых был официально открыт в 1995 году, то есть менее двух десятков лет назад.

Промежуточное звено

Первые теоретические предположения ученых о том, что во Вселенной может и должен существовать особый класс космических объектов, занимающих промежуточное положение между звездами и планетами, появились еще в начале 60-х годов прошлого века.

Пионером в этой области стал молодой американский астрофизик с индийскими корнями Шив Кумар, которому удалось рассчитать примерную границу, отделяющую «нормальные» звезды от «звезд-неудачников

№7 (886) 10 февраля 2014
    Олимпиада в Сочи
    Давно такого не было

Несмотря на непростое социально-экономическое положение Россия способна решать самые амбициозные задачи. В этом главный вывод, который позволяют сделать итоги работы по подготовке зимних Олимпийских игр-2014.

Потребление