Мобильные гаджеты: потребительский кризис?

Спецвыпуск / Hi-Tech На рынке сотовых телефонов и смартфонов впервые заговорили о кризисе: продажи этих устройств в текущем году впервые могут пойти вниз

Мобильная революция вроде бы идет полным ходом: современный человек без сотового телефона в кармане — это уже аномалия, и даже во сне большинство стремится держать любимый смартфон поближе, выкладывая его на тумбочку у кровати.

Однако участники рынка сотовых телефонов и смартфонов впервые заговорили о том, что скоро им, возможно, придется затянуть пояса. «На рынке грядет потребительский кризис», — заявил недавно глава одного из крупнейших сотовых ритейлеров, компании “Евросеть”, Александр Малис. «Мы почти уверены, что прогноз на 2014 год скорее неблагоприятный для всего рынка, — конкретизировал он эту оценку в официальном информационном сообщении компании. — Этот год станет последним для многих региональных и локальных сетей. Оставшиеся игроки, которым удастся выйти за ноль, могут считать это большим успехом. Можно ли считать это новым потребительским кризисом? Да. Будет ли он болезненнее 2008 года — пока не ясно. Но то, что этот год станет санитарным для всей отрасли торговли, абсолютно очевидно».

«Евросеть» прогнозирует, что в текущем году объем рынка телефонов и смартфонов уменьшится до 38–39 млн в количественном выражении (то есть почти на 10% по сравнению с прошлым годом) и до 200–210 млрд рублей — в денежном (то есть на 5–10%). Это будет первое падение рынка, который до этого рос очень динамично (см. график 1).

Рынок насытился

В чем причина таких пессимистических прогнозов? Основной причиной в руководстве «Евросети» называют стремление потребителей сэкономить. «У людей стало меньше денег, мы видим это в цифрах рынка, а также анализируя потребительское поведение», — заявляет Александр Малис.

Да, в последнее время люди склонны меньше тратить на различные электронные устройства. Но одно лишь это обстоятельство вряд ли смогло опустить рынок. Более веская причина падения заключается в его насыщении. «Рост рынка телефонов и смартфонов фактически остановился, но это естественная и давно ожидаемая ситуация, — говорит Алексей Дорофеев, глава Samsung Mobile Russia. — Объясняется это тем, что рынок вошел в насыщение: фактически каждый россиянин уже имеет один-два телефона».

Впрочем, пока рано поддаваться панике. Есть на рынке мобильных гаджетов и позитивные тенденции. Ключевая из них — стремительный рост доли смартфонов: все больше людей предпочитают иметь в кармане «умное» мобильное устройство, а не простую «звонилку». По данным компании «Связной», в четвертом квартале 2013 года на российском рынке мобильных телефонов доля смартфонов в численном выражении впервые превысила долю обычных мобильных телефонов по объему продаж, а по итогам декабря составила уже около 60% (см. график 2).

«Хотя по итогам года в целом количественная доля проданных смартфонов в среднем чуть-чуть недотянула до половины и составила только 48 процентов, мало кто сомневается, что в нынешнем году продажи мобильных телефонов закончатся с серьезным перевесом в сторону смартфонов, — комментирует ситуацию Мария Заикина, руководитель пресс-службы группы компаний “Связной”. — По нашим о

Что будет с рынком мобильных телефонов и смартфонов

Массимилиано Польяни 086_expert_09_3.jpg Предоставлено компанией Vertu
Массимилиано Польяни
Предоставлено компанией Vertu

Массимилиано Польяни, руководитель компании Vertu:

— Согласно нашим оценкам, в 2013 году во всем мире был продан миллиард смартфонов. Скорее всего, массовый рынок в 2014 году незначительно вырастет, но сейчас трудно предсказать, в каком сегменте рост будет больше. Вряд ли нам стоит ждать нового игрока, способного совершить технический прорыв и кардинально изменить рынок.

Одновременно можно сказать, что рынок мобильных телефонов класса люкс, на котором работает наша компания, сейчас растет, в том числе за счет женской и молодежной аудитории. Это связано с тем, что люди хотят выделиться из общей массы, а сделать это с помощью технических характеристик проблематично. Мы же создаем устройства, сочетающие в себе современные технологии, уникальный дизайн и материалы высокого качества. В связи с тем что продажи премиальных телефонов в России имеют хорошую перспективу, наша компания недавно приняла решение работать на российском рынке напрямую: в первом квартале 2014 года под управление Vertu переходит сеть монобрендовых бутиков в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Ну а в целом, конечно, нельзя говорить, что продажи мобильных телефонов будут серьезно падать. Ведь мобильный телефон превратился в предмет, без которого мы не можем выйти из дома. По моему мнению, в ближайшие несколько лет все, что нам будет нужно взять с собой, выходя из дома, — это мобильный телефон, с помощью которого можно будет завести машину и открыть квартиру, телефон заменит нам и бумажник. Я думаю также, что будет активно развиваться сегмент носимых устройств, и в 2014 году мы увидим новые электронные часы, очки, украшения и даже предметы одежды.

В текущем году продажи мобильных гаджетов могут впервые упасть
Доля смартфонов стремительно растет