Глобальная мобилизация

Международный бизнес
Мобильные технологии
«Эксперт» №11 (890) 10 марта 2014
Бурно развивающийся рынок мобильных технологий притягивает новых игроков, которые теснят его традиционных фаворитов — мобильных операторов. Пытаются пробиться в мировой мобильный бизнес и российские компании
Глобальная мобилизация

Завершившийся недавно очередной Мировой мобильный конгресс (MWC) в Барселоне побил все рекорды посещаемости: в этом году сюда пришло свыше 85 тыс. человек — почти на 20% больше, чем годом ранее.

Нынешний наплыв посетителей в выставочный центр Fira столицы Каталонии — наглядная иллюстрация стремительного развития мобильных технологий и роста интереса к ним. Мир становится мобильным, и свой кусок пирога на рынке мобильных сервисов пытаются получить не только традиционные его участники — производители мобильных гаджетов, телекоммуникационного оборудования и операторы мобильной связи, но и производители программного обеспечения, ИТ-решений для бизнеса, банковский сектор, автомобильные компании и многие другие отрасли.

То, как мобильные технологии могут облегчить жизнь человека, организаторы MWC попытались продемонстрировать, например, с помощью новой системы заказа еды. Раньше на выставке в обеденное время в кафе и ресторанах выстраивались огромные очереди. Теперь же, закачав на свой смартфон специальное приложение, можно было заказать пищу онлайн, оплатить ее и получить на выставке в удобном месте и в удобное время.

Угроза «битовой трубы»

При росте многообразия новых мобильных сервисов бизнес основных игроков рынка мобильной связи — мобильных операторов — сейчас переживает непростые времена. Хотя их совокупная выручка продолжает расти, темпы прироста замедляются: если четыре-пять лет назад глобальный прирост оборота мобильных операторов составлял порядка 5% в год, то сейчас он, перевалив за 1 трлн долларов, едва превышает 2% в год (см. график 1). Но, пожалуй, главная тревожная тенденция для мобильных операторов — мировой рынок растет за счет прироста абонентов в развивающихся странах, при этом средний доход на одного абонента ощутимо падает: за последние пять лет он рухнул почти на треть, составив менее 14 долларов с человека (см. график 2).

Мобильные операторы теряют свои позиции под колоссальным конкурентным давлением со стороны независимых производителей мобильных сервисов. Наглядный пример — SMS-сообщения: сегодня у операторов этот тип услуг отъедают так называемые интернет-мессенджеры (WhatsApp, Viber и др.). Накануне выставки было объявлено, что по итогам прошлого года прибыли мобильных операторов от SMS впервые упали: независимые мессенджеры отобрали у мобильных операторов свыше 20 млрд долларов.

Не за горами времена, когда сторонние компании будут конкурировать с операторами и за голосовые услуги: с ростом скорости передачи данных пользователи получают возможность разговаривать друг с другом по Skype или используя другие независимые голосовые сервисы вместо традиционных услуг мобильных операторов. В подтверждение этому тренду на выставке прозвучало заявление руководства ведущего мирового интернет-мессенджера WhatsApp, что в ближайшее время компания планирует запустить для своих пользователей голосовые услуги. «Мы считаем, что это будет лучший мобильный голосовой сервис в мире», — заявил на конгрессе исполнительный директор WhatsApp Ян Коум.