Ценитель заповедной чистоты

Спецвыпуск
Будущее Сибири
«Эксперт» №11 (890) 10 марта 2014
Директор Братского пивоваренного завода Владимир Смирнов отстаивает классическую рецептуру и технологию производства продукта
Ценитель заповедной чистоты

Когда бываешь в Иркутске и других городах области, на полках небольших магазинов сразу замечаешь коричневые продолговатые бутылки пива «Братское». Марку редко увидишь в других регионах, и причина не только в географии. Дело в том, что Братский пивоваренный завод (ныне — ЗАО «Гелиос»), созданный в 1969 году, варит пиво по старой европейской технологии. «На протяжении многих веков пивовары всего мира руководствовались немецким Законом о чистоте пива 1516 года, который, в свою очередь, основывался на практике времен Древнего Египта. Это все та же технология варки пива, только из ячменя, хмеля и воды. “Заповеди чистоты” придерживались и в Советском Союзе. Все изменилось лет двадцать пять — тридцать назад, когда американцы придумали метод непрерывного брожения, позволяющий готовить пиво не за 30 дней, как “Жигулевское”, а всего за 12 дней. Вместо хмеля — экстракт хмеля, вместо солода — мальтозная патока, а еще ароматизаторы, стабилизаторы, консерванты. Я уж не говорю о пастеризации, которая убивает все полезные составляющие — такие как витамины, микроэлементы и энзимы», — рассказывает директор предприятия Владимир Смирнов. Все технологические нововведения в производстве он категорически отвергает. В итоге «Братское» живет недолго, а потому и продается в основном «с колес», в родном регионе.

На заводе Смирнов с 1973 года. Тогда молодого, но уже опытного инженера переманили из Иркутска, где он работал начальником технического отдела винно-водочного комбината. Директором братского предприятия он стал в 1977-м. В то время завод выпускал 680 тыс. декалитров пива и 120 тыс. декалитров безалкогольных напитков. «В 1970-е годы мы прославились на всю страну тем, что первыми среди предприятий Советского Союза получили знак качества на марку “Жигулевское”. Без ложной скромности — выдающееся достижение. Несмотря на то что 90 процентов предприятий страны выпускали “Жигулевское”, знака качества на это пиво не имел никто», — подчеркивает Смирнов. Видимо, особое отношение к качеству прижилось в нем с тех времен.

Пивзаводы в СССР создавались в каждом мало-мальски крупном городе — пенный напиток пользовался спросом. С тех пор многие предприятия почили в бозе или перешли под крыло международных холдингов. Сибирь, впрочем, богата на исключения — здесь работают, например, хакасский «Аян» (выпускает пиво «Абаканское» и безалкогольные напитки), «Томское пиво», Барнаульский и Бочкаревский пивзаводы в Алтайском крае, ряд других компаний поменьше. И пивзавод в Братске. Сегодня «Гелиос» производит 1,5 млн декалитров пива в год (хотя мощности позволяют выпускать 5 млн декалитров). В линейке — два десятка наименований только пива, большинство из которых разработаны заводскими технологами. Примерно в полтора раза больше компания разливает безалкогольных напитков, включая лимонады, минеральную воду и квас. Причем вода берется из собственных скважин, часть из которых, как рассказал Смирнов, в 1990-е годы была обнаружена на территории самого завода. «Основные сложности сбыта — это раб