Памяти Жака Ле Гоффа

Повестка дня
«Эксперт» №15 (894) 7 апреля 2014
Памяти Жака Ле Гоффа

Во вторник 1 апреля в парижском госпитале Сен-Луи на 91-м году жизни скончался выдающийся французский историк-медиевист Жак Ле Гофф. Друзья и коллеги немного иронично называли его историком-людоедом. Однако в этом прозвище на самом деле не было ничего обидного: во-первых, сам Ле Гофф часто признавался, что испытывает «обостренный аппетит к истории»; во-вторых, оно отсылало к известному высказыванию одного из основоположников знаменитой Школы «Анналов» Марка Блока, чьим прямым наследником и «посмертным учеником» называл себя Ле Гофф: «Хороший историк должен быть похожим на сказочного людоеда — всегда и везде, когда он чует человеческое мясо, он сразу испытывает инстинктивное желание им полакомиться».

Жак Ле Гофф, безусловно, обладал этим полезным свойством: на протяжении всей своей долгой жизни он испытывал ненасытное любопытство гурмана к Средним векам и оставил после себя порядка 40 публикаций (именно этот термин он предпочитал использовать по отношению к своим книгам), среди которых выделяются «Интеллектуалы в Средние века» (1957 год; первый большой труд), «Цивилизация средневековой Европы» (1964), «Рождение чистилища» (1981), «Средневековый мир воображаемого» (1985) и «Святой Людовик» (1996). Как отмечает его близкий друг Пьер Нора, Ле Гоффу удалось «антропологизировать историю» и нарисовать совершенно иную картину пресловутого «мрачного Средневековья», благодаря чему оно, по сути, превратилось в матрицу нашей современной жизни.

К сожалению, в России труды Ле Гоффа стали издаваться с большим опозданием. В предисловии к первому русскому переводу своей классической монографии «Цивилизация средневековой Европы», опубликованному у нас лишь в 1991 году, сам автор попытался в сжатом виде представить свою исследовательскую программу, базирующуюся на концепции тотальной истории (разработанной еще в тридцатые годы Марком Блоком и Люсьеном Февром), пояснив, что она «включает в себя не только то, что другие традиции мысли именуют культурой или цивилизацией, — она подразумевает также и материальную культуру — технику, экономику, повседневную жизнь (ибо люди в процессе истории строят жилища, питаются, одеваются и вообще функционируют), равно как и интеллектуальную и художественную культуру, не устанавливая между ними ни отношений детерминизма, ни даже иерархии. В особенности она избегает понятий “базиса” и “надстройки”, которые насилуют постижение исторических структур и их взаимодействие».

Жак ле Гофф описывал Средние века одновременно просто и с большим синтетическим размахом. Как отметил один из колумнистов газеты Liberation, «благодаря исключительно сбалансированной манере повествования любой его читатель чувствовал себя умным и эрудированным человеком».