Удержаться на высоте

Спецвыпуск
Лизинг
«Эксперт» №15 (894) 7 апреля 2014
За счет мощного роста авиасегмента (+69%) рынок лизинга в 2013 году избежал сильного падения, но в 2014-м авиализинг покажет снижение, в лучшем случае небольшое (–10%). Органический рост для лизингодателей еще возможен в легковом и грузовом транспорте, в большинстве других сегментов будет стоять выбор между стагнацией и сделками M&A

Второй год подряд темпы прироста сделок на рынке лизинга близки к нулю (см. таблицу 1). В 2013 году номинальный объем нового бизнеса изменился незначительно (–1,5%), но с учетом инфляции можно говорить уже о заметном сокращении рынка в реальном выражении.

Несмотря на сокращение объема сделок в железнодорожном сегменте за последние два года (–17,6% в 2013 году, –13,8% в 2012-м), лизинг избежал сильного падения. Если в 2012 году рынок поддержал «ВЭБ-лизинг» за счет ряда крупных сделок, то в 2013-м фактором поддержки стал рекордный за последние семь лет объем сделок в сегменте авиатехники. Отметим, что объем рынка, очищенный от сегментов железнодорожной и авиатехники, за прошлый год кардинально не изменился (см. график 1).

Согласно показателю стоимости предметов лизинга по новым заключенным сделкам без НДС (этот показатель характеризует новый бизнес в трактовке европейской лизинговой федерации Leaseurope, см. «Новый бизнес по версии Leaseurope»), рынок продолжил слабо расти (+1,7%). Это может означать, что в 2013 году сокращался размер финансовой надбавки по лизингу — снижались средний срок сделки, стоимость заемных ресурсов, маржа лизинговых компаний. В то же время столь медленный темп прироста сигнализирует о стагнации рынка, поскольку темпы роста стоимости имущества, переданного в лизинг, ниже уровня инфляции.

Ротация лидеров

В первой тройке участников рынка по объему новых сделок в 2013 году произошли изменения: «Сбербанк Лизинг» и «ТрансФин-М» улучшили свои позиции, поднявшись на второе и третье места соответственно (см. таблицу 2). «ВЭБ-лизинг», несмотря на заметное сокращение нового бизнеса (–29,5% за 2013 год), сохранил лидирующую позицию. В сумме на эти три компании пришлось около 35% новых сделок (годом ранее около 37%, а в 2011-м — 43%). Концентрация новых сделок на десяти крупнейших компаниях выросла незначительно, составив около 65% по итогам 2013 года против 63% в 2012-м.

Ренкинг лизингодателей, построенный в соответствии с показателем стоимости имущества по новым сделкам, имеет некоторые отличия от ренкинга по сумме лизинговых договоров. Так, среди топ-10 компаний по показателю стоимости имущества «ВТБ Лизинг» занимает третью строку ренкинга, а «ТрансФин-М», напротив, находится строкой ниже, занимая четвертое место. Более высокая позиция «ТрансФин-М» в ренкинге по объему договоров лизинга объясняется тем, что у компании немало сделок с длительными сроками лизинга, что существенно увеличивает объем платежей. Подобная ситуация — более высокие позиции компаний с «длинными» договорами по дорогостоящему имуществу — характерна для всех участников рынка.

Доминирующие позиции государственных компаний в сегментах, затрагивающих транспортную систему страны, являются одной из особенностей современного российского рынка лизинга. Однако в общем объеме новых сделок доля госкомпаний продолжает снижаться (42,4% в 2013 году, 47,2% в 2012-м, 52% — в 2011-м).

Сегментом-лидером по-прежнему остается железнодорожная техника — 34,6% объема новых сделок в 2

Новый бизнес по версии Leaseurope

Новый бизнес (по стоимости имущества) — показатель, используемый для оценки объема лизингового рынка европейской лизинговой федерацией Leaseurope. Представляет собой сумму стоимости имущества по новым договорам лизинга без учета НДС и финансовых надбавок. Особенность этого показателя в том, что его изменения (волатильность) зависят только от динамики инвестиций в экономике и не подвержены влиянию таких факторов, как срок договора лизинга, стоимость привлеченных ресурсов под сделку, включение в договор дополнительных услуг (например, страхование, монтаж и т. д.), размер маржи лизингодателя, размер аванса и проч.

Как станет развиваться лизинговый рынок в 2014 году? Какие риски будут ключевыми для компаний и что произойдет с просроченной задолженностью клиентов?

Генеральный директор ОАО «ВТБ Лизинг» Андрей Коноплёв: 

— Общая тенденция по рынку лизинга не изменилась, наблюдается стагнация по основным направлениям, на фоне которой выделился сегмент лизинга автотранспортных средств, показавший рост при общем падении рынка. Рост сегмента лизинга легкового, грузового транспорта и спецтехники в числе прочего обоснован существенным объемом лизинговых сделок по результатам конкурсов, проводившихся компаниями с государственным участием.

На протяжении года происходило укрупнение розничных лизинговых компаний и увеличение доли предприятий с госучастием.

В 2014 году мы не ожидаем изменения ситуации на рынке, существенный сегмент рынка — лизинг подвижного состава — не имеет предпосылок для роста, для операторов и собственников подвижного состава ожидается тяжелый год. Удержание общего объема рынка на уровне текущего года будет осуществляться за счет таких сегментов, как авиа- и автолизинг, лизинг нефте- и газодобывающего оборудования.

На наш взгляд, рублевые договоры лизинга менее чувствительны, чем валютные, к изменению макрофакторов, однако замедление экономического развития предприятий, удорожание сырьевых и финансовых ресурсов приводят к снижению общей платежеспособности предприятий, необходимости сокращать затраты и внедрять эффективное управление.

Валютные договоры лизинга особенно чувствительны к нестабильности курсов валют. В связи с существенным падением рубля в начале 2014 года довольно высока вероятность увеличения просроченной задолженности по валютным договорам лизинга, так как для лизингополучателей в полном объеме реализуется валютный риск и сумма долга существенно увеличивается. Если предприятие не имеет валютной выручки, то резкий рост долга будет оказывать давление на денежный поток, на рентабельность бизнеса и на платежеспособность клиента. Для лизинговых компаний это повышение кредитного риска в портфелях. В данных условиях при работе с валютными сделками и лизингополучатель, и лизинговая компания должны понимать экономику и запас прочности бизнеса. Падение курса рубля и текущие макроэкономические условия сегодня обостряют проблему снижения качества лизингового портфеля и увеличения просроченной задолженности, которая может стать существенной для лизингового рынка в 2014 году.

С конца 2012 года ОАО «ВТБ Лизинг» активно развивает направление лизинга автотранспортных средств, и в 2013-м в этом сегменте мы сумели занять свою нишу среди ведущих компаний. Для ОАО «ВТБ Лизинг» важными направлениями деятельности остаются авиализинг, лизинг нефте- и газодобывающего оборудования. Наращивается лизинг морских судов. Интересным направлением является лизинг локомотивной тяги.

На деятельность нашей компании оказывают влияние факторы риска, характерные для всех лизинговых компаний и лизинговой отрасли в целом (политические, макроэкономические, налоговые, правовые). К основным рискам, присущим лизинговым компаниям, можно отнести инвестиционный и кредитный риски, риск ликвидности, риск неуплаты лизинговых платежей.

Кредитный риск ОАО «ВТБ Лизинг» незначителен, так как компания привлекает ресурсы на условиях, адекватных условиям и срокам заключаемых договоров лизинга.

Управляющий директор ООО «Райффайзен-Лизинг» Галина Майер:

— В целом ситуация на рынке напоминает прошлогоднюю. Конечно, нестабильность в экономических прогнозах, колебания валютного курса и ряд других подобных факторов будут давить на рынок. Но в большей степени это скажется на осторожности предпринимателей в части реализации новых и рисковых инвестиционных проектов. Здесь можно ожидать некоторого снижения спроса на лизинг. С другой стороны, есть постоянный масштабный спрос на восстановление существующих парков техники, текущие инвестиции в основные фонды. И этот фактор позволяет нам рассчитывать на достаточно высокий уровень нового бизнеса в 2014 году. Лизинговые компании за последние годы научились достаточно эффективно работать с проблемными активами. Хорошо налажены процедуры упреждения проблемных ситуаций на самой начальной стадии, выработаны эффективные правовые процедуры по работе с проблемными активами, а процесс изъятия и реализации имущества знаком практически всем лизинговым компаниям и осуществляется квалифицированными кадрами. При отсутствии сильных экономических потрясений мы в 2014 году вправе рассчитывать на стабильность в этом вопросе.

Лизинговое сообщество сегодня ведет активную работу со многими государственными структурами, в том числе с ВАС, по вопросу выработки общих подходов и общих принципов ведения лизинговой деятельности и единой трактовки лизинга на законодательном уровне. Мы рассчитываем, что результатом этого должно стать единообразное толкование лизинговой деятельности всеми участниками лизингового процесса, в первую очередь законодательной ветвью власти. Сегодня неурегулированность многих вопросов лизинга существенно замедляет рост данного сегмента рынка, что негативно отражается на темпах модернизации экономики. Будем надеяться на первые результаты этой работы уже в 2014 году.

В 2014 году окажут поддержку рынку те индустрии, где спрос на лизинг стабильно высок. Это строительство, транспорт, нефтегазовая, пищевая и ряд других отраслей. Также можно отметить стабильный спрос со стороны среднего и малого бизнеса. Именно для этого сегмента компаний многие преимущества лизинга особенно привлекательны, что позволяет прогнозировать активность МСБ на рынке лизинга в 2014 году.

 

Генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов:

— Мы не исключаем возможности роста просроченной задолженности и дефолтов в связи с ухудшением макроэкономической ситуации. Тем не менее значительное влияние на эту динамику будет оказывать политика риск-менеджмента, которой лизинговые компании придерживались в прошлом году. То есть если требования риск-менеджмента были смягчены для стимулирования собственного роста, в этом году последствием данной меры могут оказаться снижение платежной дисциплины и рост задолженности. Так как в «Газпромбанк Лизинге» требования риск-менеджмента не менялись, мы не ожидаем значительных изменений в динамике задолженности. Кроме этого мы постоянно ведем работу на опережение и активно взаимодействуем с лизингополучателями по решению возникающих ситуаций, в связи с чем уже более пяти лет у нашей компании один из самых качественных лизинговых портфелей на рынке с самым низким процентом просроченных платежей — менее 0,01%.