Удержаться на высоте

Спецвыпуск
Москва, 07.04.2014
За счет мощного роста авиасегмента (+69%) рынок лизинга в 2013 году избежал сильного падения, но в 2014-м авиализинг покажет снижение, в лучшем случае небольшое (–10%). Органический рост для лизингодателей еще возможен в легковом и грузовом транспорте, в большинстве других сегментов будет стоять выбор между стагнацией и сделками M&A

Второй год подряд темпы прироста сделок на рынке лизинга близки к нулю (см. таблицу 1). В 2013 году номинальный объем нового бизнеса изменился незначительно (–1,5%), но с учетом инфляции можно говорить уже о заметном сокращении рынка в реальном выражении.

Несмотря на сокращение объема сделок в железнодорожном сегменте за последние два года (–17,6% в 2013 году, –13,8% в 2012-м), лизинг избежал сильного падения. Если в 2012 году рынок поддержал «ВЭБ-лизинг» за счет ряда крупных сделок, то в 2013-м фактором поддержки стал рекордный за последние семь лет объем сделок в сегменте авиатехники. Отметим, что объем рынка, очищенный от сегментов железнодорожной и авиатехники, за прошлый год кардинально не изменился (см. график 1).

Согласно показателю стоимости предметов лизинга по новым заключенным сделкам без НДС (этот показатель характеризует новый бизнес в трактовке европейской лизинговой федерации Leaseurope, см. «Новый бизнес по версии Leaseurope»), рынок продолжил слабо расти (+1,7%). Это может означать, что в 2013 году сокращался размер финансовой надбавки по лизингу — снижались средний срок сделки, стоимость заемных ресурсов, маржа лизинговых компаний. В то же время столь медленный темп прироста сигнализирует о стагнации рынка, поскольку темпы роста стоимости имущества, переданного в лизинг, ниже уровня инфляции.

Ротация лидеров

В первой тройке участников рынка по объему новых сделок в 2013 году произошли изменения: «Сбербанк Лизинг» и «ТрансФин-М» улучшили свои позиции, поднявшись на второе и третье места соответственно (см. таблицу 2). «ВЭБ-лизинг», несмотря на заметное сокращение нового бизнеса (–29,5% за 2013 год), сохранил лидирующую позицию. В сумме на эти три компании пришлось около 35% новых сделок (годом ранее около 37%, а в 2011-м — 43%). Концентрация новых сделок на десяти крупнейших компаниях выросла незначительно, составив около 65% по итогам 2013 года против 63% в 2012-м.

Ренкинг лизингодателей, построенный в соответствии с показателем стоимости имущества по новым сделкам, имеет некоторые отличия от ренкинга по сумме лизинговых договоров. Так, среди топ-10 компаний по показателю стоимости имущества «ВТБ Лизинг» занимает третью строку ренкинга, а «ТрансФин-М», напротив, находится строкой ниже, занимая четвертое место. Более высокая позиция «ТрансФин-М» в ренкинге по объему договоров лизинга объясняется тем, что у компании немало сделок с длительными сроками лизинга, что существенно увеличивает объем платежей. Подобная ситуация — более высокие позиции компаний с «длинными» договорами по дорогостоящему имуществу — характерна для всех участников рынка.

Доминирующие позиции государственных компаний в сегментах, затрагивающих транспортную систему страны, являются одной из особенностей современного российского рынка лизинга. Однако в общем объеме новых сделок доля госкомпаний продолжает снижаться (42,4% в 2013 году, 47,2% в 2012-м, 52% — в 2011-м).

Сегментом-лидером по-прежнему остается железнодорожная техника — 34,6% объема новых сделок в 2

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (894) 7 апреля 2014
    Рублевая зона
    Содержание:
    Это все мое, родное

    Инициатива банка «Россия» отказаться от операций в иностранной валюте и от любых сношений с нерезидентами может быть осуществлена без больших потерь для банка и его клиентов. Однако если кампания за финансовый патриотизм будет шириться, издержки наших «антисанкций» могут превысить ущерб от исходных санкций США

    Международный бизнес
    Потребление
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама