Консультанты в штатском

Спецвыпуск / Российский консалтинг Очередной ежегодный рейтинг консалтинговых групп от агентства «Эксперт РА» показал стабилизацию роста рынка консультаций. Импульс этому сектору услуг могут придать активизация производственного и инженерного консалтинга, обусловленная модернизацией оборонной промышленности, а также новации в сфере госзакупок

Суммарная выручка 150 крупнейших консалтинговых групп, вошедших в ренкинг, подготовленный «Эксперт РА» по итогам 2013 года, достигла 137,4 млрд рублей — это на 15% больше показателя предыдущего ренкинга (14%). Рост наблюдался почти по всем направлениям консалтинга (см. график 1).

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Демонстрируемый рынком консалтинга рост на первый взгляд кажется неожиданным, если учесть противоположную динамику общеэкономических процессов. По данным Росстата, инвестиции в нефинансовые активы за 2013 год снизились на 108,4 млрд рублей (с 9,77 трлн в 2012-м до 9,66 трлн рублей). «Инерционный сценарий развития экономики, наблюдаемый на фоне не самой лучшей конъюнктуры, просто не способен породить значимый спрос на консалтинг и на новые ИТ-инструменты и технологии», — считает Алексей Ананьин, президент консалтинговой группы «Борлас». Тем не менее лидеры рынка смогли воспользоваться и таким развитием событий. «Одним из существенных факторов, стимулировавших рынок в прошлом году, стало замедление роста экономики и предкризисные ожидания участников рынка. В такой ситуации бизнес нуждается в детальном финансовом планировании и объективной информации», — поясняет Дионис Васильев, вице-президент консалтинговой группы «НЭО Центр».

Потребность в планах развития или на случай кризиса обусловливает повышенный спрос на разработку стратегий и маркетинг. И хотя общий доход участников ренкинга в этих секторах не столь велик (около 5,3 млрд рублей за 2013 год), сегмент показал наиболее заметную динамику по сравнению с другими видами консалтинговых услуг. За прошлый год прирост выручки участников ренкинга здесь составил 41% (против 33% годом ранее). «Сегодня маркетинговый анализ не ограничивается стандартными методами и дает потребителю широкий инструментарий для удовлетворения его потребностей. Например, ранее популярные маркетинговые исследования потребительских предпочтений теперь актуальны в комплексе с формированием товарной, сбытовой, ценовой политики, разработкой PR-активностей. Мы отмечаем спрос на маркетинговые исследования рынков и продуктов, разработку бизнес-планов. Наметившийся тренд — интерес предприятий в непрерывном самостоятельном мониторинге окружения, контрагентов, потребителей, в связи с чем востребована разработка методик, адаптированных под определенного клиента и учитывающих специфику его деятельности, — говорит Армен Даниелян, директор по маркетингу и внешним связям АКГ «Деловой профиль» (GGI).

В целом планирование в целях повышения эффективности становится активным драйвером и для других консалтинговых практик, и, судя по всему, в ближайшее время эта тема у консультантов будет наиболее популярной.

ИT и т. д.

Традиционно наибольший объем выручки участников ренкинга приходится на ИТ-консультации — системную интеграцию и управленческий консалтинг. Сумма доходов в этих двух сегментах за 2013 год превысила 82 млрд рублей — это 67% общей выручки по ренкингу (см. график 2). В прошлом списке доля этих услуг составляла 60%. Пр