Кругосветка на солнечной тяге

Наука и технологии
«Эксперт» №17 (896) 21 апреля 2014

9 апреля компания Solar Impulse SA, зарегистрированная в Швейцарии консорциумом европейских компаний, объявила о начале полетных испытаний HB-SIB — второго пилотируемого самолета собственной разработки, использующего в качестве источника питания двигателей исключительно солнечную энергию.

После примерно годовой серии испытательных полетов, в июне 2015-го, будет предпринята попытка кругосветного полета. (Первый Solar Impulse смог совершить многодневный перелет через всю Северную Америку, вылетев из Сан-Франциско и приземлившись в нью-йоркском аэропорту им. Джона Кеннеди, в июле прошлого года.)

Самолет, корпус которого изготовлен из прочного углепластика, весит всего 2300 кг. Это совсем немного, если помнить о его вполне аэробусных габаритах. Размах крыльев HB-SIB (Solar Impulse-2) составляет 72 м, это ненамного меньше, чем у самого большого пассажирского самолета в мире Airbus A380-800 (79 м). При этом очевидно, что такие размеры задуманы не столько для решения каких-то аэродинамических задач — ведь, скажем, длина кокпита, пилотной кабины, составляет какие-то 3,8 м, — сколько для размещения на них ленты из 17 248 фотоэлементов из монокристаллического кремния общей площадью почти 270 кв. м, обеспечивающих всю энергетику машины. Вырабатываемого этими элементами электрического тока достаточно и для работы всех четырех электродвигателей общей мощностью примерно 70 л. с., и для полного заряда ионно-литиевых батарей массой 633 кг, которые позволяют самолету летать не только днем, но и ночью и, следовательно, дают ему практически неограниченную техническую автономность от наземных служб снабжения и протяженности полета, ограниченную, впрочем, тремя-четырьмя днями, которые способен протянуть без посадки экипаж из двух летчиков.

Кстати, по сравнению с HB-SIA, первым Solar Impulse, новая разработка стала намного удобнее для экипажа: расширенная и удлиненная кабина поддерживает постоянное давление, оборудован более удобный туалет (который, правда, все равно пришлось интегрировать с сиденьем пилота). Самолет способен развивать скорость до 90 км/ч на небольшой высоте и до 140 км/ч на высоте 8,5 тыс. м, на которой, как предполагается, ему и предстоит совершить свое кругосветное путешествие.

Надо понимать, что создание подобной техники — это не просто дорогостоящее развлечение разработчиков проекта Бертрана Пикара и Андре Боршберга. Не случайно он поддерживается такими всемирно известными компаниями, как ABB, Schindler, Solvay, Bayer MaterialScience, которые решают в этом проекте свои технологические задачи. Так, решения Bayer MaterialScience позволили создать легчайшие листы полимеров на углеродном волокне, вес которых составляет треть веса принтерной бумаги (25 г/м2). Наработки химической корпорации Solvay в области электролитов привели к новым достижениям в производстве литиевых батарей, плотность энергии в которых доведена до 260 Вт•ч/кг. Усилия электротехнических компаний позволили достичь 94-процентной эффективности двигательной системы Solar Impulse-2.