Дракон никак не полетит

Книги
Оружие
«Эксперт» №18-19 (897) 28 апреля 2014
Дракон никак не полетит

Китайский ВПК, до начала нового века находившийся на крайне низком технологическом уровне, в 2000-е совершил поражающий воображение рывок вперед, пишут авторы. За десять лет значительно обновлен модельный ряд, причем в некоторых ключевых сегментах, например в авиапроме, произошел скачок сразу на два поколения вперед. Проведена масштабная модернизация производства, включая обновление станочного парка, ставшего одним из самых современных в мире.

Но все же гордиться китайцам пока нечем. Их военные самолеты четвертого поколения — всего лишь видоизмененные копии либо израильских истребителей Lavi, либо наших Су-27/Су-30. А опытные экземпляры новейших истребителей пятого поколения J-20 и J-31 еще не могут считаться полноценными боевыми платформами. О том, что Китаю еще далеко до статуса мировой авиационной державы, говорит хотя бы тот факт, что нормальные двигатели для своих военных самолетов они делать так и не научились и поэтому еще долго будут закупать у России лицензии на силовые установки Ал-31Ф и РД-33. И понятно почему. Двигатели китайской разработки сейчас имеют назначенный ресурс не более 200–300 часов, что в 10–20 раз меньше, чем положено.

Не удалось Китаю сделать и свой гражданский самолет. Проект лайнера ARJ-21, который был призван составить конкуренцию российскому Superjet 100, пока даже не сертифицирован. А более новая модель C-919 изначально делается по устаревшей технологии и не имеет в своей конструкции композитов. Зато с финансами у китайцев все в порядке. Например, крупнейшая китайская авиастроительная корпорация AVIC II почти две трети выручки получает от продажи автомобилей.

Михаил Барабанов, Василий Кашин, Константин Макиенко. Оборонная промышленность и торговля вооружениями КНР. — М.: Центр АСТ, РИСИ, 2013. — 272 с. Тираж 700 экз.