Это все мое, родное

Экономика и финансы
Бюджетный кодекс
«Эксперт» №18-19 (897) 28 апреля 2014
Авторы реформы местного самоуправления предлагают создавать стимулы для развития муниципальных образований, оставив на местах поступления от налогов на бизнес и увеличив отчисления по НДФЛ
Это все мое, родное

Существенно изменить логику перемещения денежных потоков в Бюджетном кодексе России предлагают авторы реформы местного самоуправления (МСУ), основываясь не только на собственных подсчетах и здравом смысле, но и на предложениях некоторых субъектов федерации. Напомним, сейчас идет экспертное обсуждение положений законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятого Государственной думой в первом чтении. Этот документ призван регулировать все аспекты жизни россиян на местах — в селах, городах, мегаполисах. Условно реформу можно разделить на несколько частей: политическую (корректировка системы выборов глав районов и городских округов), институциональную (перераспределение полномочий между уровнями власти в соответствии с финансовым и кадровым потенциалом) и экономическую (наделение территорий финансовой самостоятельностью и функционалом развития). Эти подразделы крепко спаяны и требуют комплексного подхода (подробнее о реформе МСУ читайте в специальном докладе в «Эксперте», № 16 от 14 апреля 2014 года). Главным финансовым регуляторам из Белого дома еще только предстоит подключиться к оценке экономической стороны вопроса. Пока же идет экспертная проработка основных предложений финансовой реформы. На минувшей неделе на площадке «Интерфакса» с участием идеологов преобразований из фонда ИСЭПИ и Государственной думы была представлена аналитическая записка Института приоритетных региональных проектов «Новый формат местного самоуправления: некоторые подходы к реформе экономической модели». Авторы документа предлагают перераспределить некоторые виды налогов из федерального и регионального бюджетов в пользу муниципальных образований. Главная задача — не просто наполнить деньгами недофинансированный уровень МСУ, а связать состояние доходной базы муниципалитетов с уровнем развития территории. Действующая налоговая система уничтожает стимулы для этого на корню.

Система по Робину Гуду

Муниципальные образования любого уровня финансово несамостоятельны и зависят от экономической политики региона. Причина тому — межбюджетная распределительная система, которую нередко называют кудринской: ее, в бытность свою министром финансов, сконструировал Алексей Кудрин. С середины 2010-х в России внедрена жестко централизованная схема вертикального движения финансов: территории собирают налоги и основную их часть отправляют на региональный и федеральный уровни, затем происходит перераспределение средств, и они возвращаются обратно в определенных государством пропорциях. В целом это общемировая практика. Однако есть весьма существенные нюансы. Отметим основные.

Особенностью кудринской системы стал уравнительно-распределительный характер схемы, которая привела к одному знаменателю богатые и бедные, городские и сельские территории — в интересах единообразной стабильности и в ущерб развитию.

Давайте посмотрим, из чего складывается бюджет поселения, города или района (см. график). В консолидированном бюджете муниципальных образований за 2013 год 42,7