Импортзамещение встало на военные рельсы

Русский бизнес
«Эксперт» №18-19 (897) 28 апреля 2014
Импортзамещение встало на военные рельсы

На совещании в Ново-Огареве Владимир Путин потребовал выполнять все контрактные обязательства перед Украиной, но при этом заявил, что Россия должна быть готова заместить украинскую продукцию, а также скорректировать гособоронзаказ, если это потребуется. «Нужно заранее подумать о том, на каких предприятиях, в какие сроки и за какие деньги мы сможем развернуть собственное производство», — подчеркнул глава государства. В ответ на это вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что «на сегодняшний день мы имеем возможность буквально завтра производить до 70 процентов всего того, что поставляет нам украинская промышленность». А оставшиеся 30% Россия готова освоить в срок от одного месяца до двух с половиной лет. Принято считать, что возможный разрыв ВТС с Украиной больше всего ударит по боеспособности наших РВСН. Но это не так. У нас на вооружении сейчас стоят 52 ракетных комплекса Р-36М «Воевода» (SS-18 «Сатана» в классификации НАТО). Эти ракеты производились на днепропетровском «Южмаше», каждая из них может нести по десять боеголовок на расстояние до 16 тыс. км. В РВСН на них приходится 16% всех ракет, стоящих на вооружении и половина боевой мощи. КБ «Южное» осуществляет технический надзор за этими комплексами и регулярно продлевает срок их службы. Но российские специалисты при относительно небольших затратах могут проводить эту работу самостоятельно. Более того, не секрет, что к 2020 году истечет предельный срок службы всех «Воевод», после чего они должны быть утилизированы. А им на смену придет новая тяжелая российская МБР «Сармат», которую разрабатывают КБ Макеева и НПО машиностроения. Кстати, сам «Южмаш» от этого не пострадает — он загружен работой, выпуская первые ступени для американских ракет Antares.

Единственная сфера, где наш ВПК полностью зависит от Украины, — это морские газотурбинные двигатели. Ими оснащаются почти все военные корабли в России. У нас эта продукция никогда не выпускалась. Впрочем, как заявил глава Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Владислав Маслов, в России уже разработаны турбинные установки М70 и М75 и сейчас производится их адаптация к кораблям. «Ускорить эти работы вполне реально. Это не десятилетие, это короткие сроки», — сообщил глава ОДК.