Неликвид не продается

Экономика и финансы
Господдержка экспорта
«Эксперт» №18-19 (897) 28 апреля 2014
Для кардинального роста объемов российского несырьевого экспорта требуются масштабная реиндустриализация страны и налаживание комплексной системы стимулирования экспортноориентированного производства
Неликвид не продается

На заседании правительства 17 апреля, посвященном ходу реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы, помощник президента Андрей Белоусов подверг критике руководство ВЭБа за срыв сроков выполнения ряда мероприятий карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Конкретно речь шла об отставании в деле создания Центра кредитно-страховой поддержки экспорта.

Казалось бы, с созданием в конце 2011 года Экспортного страхового агентства России (ЭКСАР) система поддержки несырьевого экспорта в стране приобрела законченный вид. Зачем же понадобилась еще одна институция? Можно ли с ее помощью достичь количественных целей «дорожной карты»? А они, напомним, весьма амбициозны: удвоение к 2018 году (по отношению к 2011-му) стоимости экспорта продукции высокой степени обработки и выдача ВЭБом в целях поддержки экспорта 45,8 млрд долларов кредитов за пять лет, с 2014-го по 2018-й, притом что за прошлый год Банк развития выдал таковых лишь на 400 млн долларов.

Сверхамбициозная задача

Возможность объединения Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и Росэксимбанка, входящих в группу Внешэкономбанка, рассматривается как один из вариантов реализации проекта поддержки несырьевого экспорта, сообщал ранее журналистам глава ВЭБа Владимир Дмитриев.

Для обеспечения массового доступа российских экспортеров и зарубежных покупателей их продукции к дешевым финансам предлагается в рамках группы Внешэкономбанка создать институт кредитно-страховой поддержки экспорта, обеспечив интеграцию кредитного и страхового «плеча». В качестве базы такого института предлагается использовать в увязке ЭКСАР и Росэксимбанк.

Росэксимбанку, дочернему финансовому институту ВЭБа, пока не удавалось полностью реализовать свой потенциал. Выделяемые из бюджета на предоставление госгарантий ресурсы не использовались полностью. «За 2005–2011 годы банку удалось освоить менее двух миллиардов долларов, в том числе в 2011 году банк оформил гарантии на 227,2 миллиона долларов, в то время как бюджетный лимит госгарантий на один только 2011 год составлял три миллиарда, — подсчитал ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Вячеслав Шуйский. — Это было связано как с жесткими условиями получения кредита (в частности, часть рисков должно было принять на себя правительство страны-импортера), так и с ориентацией преимущественно на поддержку крупных контрактов и крупных компаний, таких как “Интер РАО ЕЭС”, “Рособоронэкспорт”, НПО “Энергомаш” имени В. П. Глушко, “Силовые машины”, в силу высоких административных издержек на согласование и оформление гарантий. Согласно отчетам Росэксимбанка, ежегодно гарантийную поддержку получают 60–70 российских экспортеров, притом что общее число отечественных предприятий, осуществляющих поставки на внешний рынок, достигает 420 тысяч».

Самостоятельная причина слабого задействования этого инструмента господдержки экспорта — узкий круг стран, экспорту в которые предоставляются гарантии. Многие

ВЭБ поддерживает не только экспорт, но и экспортноориентированные производства

Объемы финансирования экспорта Группой Внешэкономбанка (по состоянию на 1 марта 2014 г., млрд рублей)

Зампред Внешэкономбанка Александр Иванов:

— В июне 2013 года в структуре ВЭБа был создан департамент финансирования экспорта, и соответствующая работа была резко активизирована. По состоянию на конец первого квартала текущего года общий объем портфеля экспортного финансирования Внешэкономбанка превысил 160 миллиардов рублей. За счет различных инструментов мы осуществили финансовую поддержку экспортных контрактов отечественных предприятий на общую сумму 710 миллиардов рублей. Только за первый квартал текущего года одобрили 18 новых экспортных кредитов, что очень важфпродукции, но и осуществляет финансовую поддержку создания новых производств с высоким экспортным потенциалом. В качестве ярких примеров можно привести инвестиции банка в создание крупнейшего нефтехимического комплекса «Тобольск-Полимер», модернизацию завода «Автодизель» в Ярославле, проект нового регионального авиалайнера «Сухой Суперджет-100». Суммарные инвестиции банка в создание SSJ-100 составили два миллиарда долларов. В настоящее время ВЭБ совместно с кредитно-страховыми экспортными агентствами Италии и Франции, а также с консорциумом зарубежных коммерческих банков осуществляет финансирование поставок SSJ-100 иностранным авиакомпаниям. Уже профинансировали поставки шести самолетов в Мексику и трех в Индонезию. Всего на текущий момент одобрено финансирование поставок на международные рынки 26 самолетов.

ВЭБ пока не может предоставлять таможенные гарантии и гарантии возврата НДС, востребованные экспортерами. Наблюдательный совет банка поддержал нашу инициативу внести изменения в Меморандум ВЭБа, которые снимали бы эти ограничения.

Директор департамента финансирования экспорта Даниил Алгульян:

— Многие контракты по поставкам на Украину в настоящее время не реализуются в связи с тяжелым экономическим положением покупателей. Наш департамент работает с экспортерами по переразмещению этих подвешенных контрактов на поставку машиностроительной продукции на другие рынки, осуществляем их экспортное кредитование.