Новые крылья революции

Русский бизнес
«Эксперт» №18-19 (897) 28 апреля 2014

Власти в Киеве приступили к смене глав украинских предприятий, тесно сотрудничающих с Москвой. Исполняющий обязанности премьер-министра Украины Арсений Яценюк своим распоряжением отправил в отставку председателя правления госконцерна «Антонов» Дмитрия Киву — едва ли не единственного оставшегося в живых ученика Олега Антонова. Никаких причин своего решения Яценюк не назвал, но в его аппарате сообщили, что правительство «намерено обновить авиационную отрасль и поменять руководящие кадры». Заметим, что Кива никогда не высказывал своего отношения к революционерам, но участвовать в акциях на Майдане своим сотрудникам запрещал. «Наш завод не место для политики», — говорил конструктор.

Его увольнение уже вызвало бурю протеста среди 14-тысячного коллектива работников концерна. На прошлой неделе они организовали митинг, на котором единогласно приняли резолюцию с требованием вернуть Киву на место. «Отставка Кивы подрывает обороноспособность Украины, она играет на руку конкурентам “Антонова” и приведет к развалу всей авиационной отрасли страны», — говорится в заявлении митингующих. Сам 71-летний Кива после митинга был госпитализирован с инфарктом. Пока еще он остается генеральным конструктором «Антонова» и руководителем одноименного госпредприятия, входящего в концерн. «Пока не сняли, буду работать. Дальше — посмотрим», — сообщил Дмитрий Кива журналистам.

Большинство экспертов уверены, что увольнение Кивы не связано с его профессиональной деятельностью, а продиктовано желанием ряда лиц, близких к новым властям, вычленить из концерна и продать его самую лакомую часть — «Авиалинии Антонова». Эта авиакомпания — прямой конкурент нашей «Волги-Днепр». Парк «Авиалиний Антонова» насчитывает семь Ан-124 и один лайнер Ан-225 «Мрия», а ее выручка оценивается в 200 млн долларов в год. На протяжении последних пятнадцати лет почти все заработанные на авиаперевозках средства Кива вкладывал в создание новых самолетов, в том числе лайнера Ан-148, который сначала активно экспортировался в Россию, а теперь собирается из украинских комплектующих на заводе в Воронеже. Не исключено, что этот проект будет прекращен. Впрочем, Россия от этого не пострадает, так как без проблем закроет все потребности рынка своим более совершенным Superjet 100.

А вот враждебные действия киевских властей в отношении частного «Мотор-Сич» могут нанести нашей стране серьезный вред. Это предприятие выполняет пятилетний контракт стоимостью 1,2 млрд долларов на поставку в Россию 270 вертолетных двигателей ТВЗ-117 в год. Ими комплектуются почти все наши вертолеты. Кроме того, «Мотор-Сич» поставляет двигатели АИ-222 для учебных Як-130. Еще в начале апреля глава «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев говорил следующее: «Какое там правительство в Киеве, меня не очень волнует. Главное, чтобы не мешали работать. И нам никто не мешает, я вас уверяю. Более того, к нам обращаются новые правители, с тем чтобы мы не прекращали работу». Но уже в конце апреля ситуация резко изменилась. В Киеве стали раздаваться призывы к нацио