Оптимизм на третьем десятке

Наука и технологии
«Эксперт» №18-19 (897) 28 апреля 2014

В апреле Рунету исполняется 20 лет. Отсчет принято вести от даты официальной регистрации домена «.ru», который 7 апреля 1994 года был делегирован России. За последние 10 лет число доменов в зоне .ru выросло в 21 раз, до 4,9 млн. Количество интернет-пользователей за последний год увеличилось на 7% и составило 68,7 млн человек, из них 56,3 млн человек выходят в сеть каждый день. Возможности для роста аудитории еще остаются, хотя согласно опросу фонда «Общественное мнение» 27% россиян не хотят пользоваться интернетом. Аудитория Рунета заняла первое место в Европе и шестое в мире, а русский язык стал вторым по распространенности в интернете.

Главный тренд года — мобилизация пользователей. По итогам 2013-го 40% трафика Рунета пришлось на мобильные устройства. В городах с населением свыше 100 тыс. человек число пользователей, выходящих в сеть через мобильные устройства, за год выросло на 45%. В 2013 году Россия заняла третье место в мире по продажам планшетов и электронных книг, уступив только США и Китаю. Для 18% российских пользователей мобильный интернет стал основным способом выхода в сеть.

Мобилизация рынка сопровождается изменением популярности сервисов. Доля пользователей чатов и форумов упала с 2009 года с 19 до 7%, блогов — с 8 до 4%, ICQ и других декстоп‐мессенджеров — с 27 до 11%. В то же время число пользователей, зарегистрированных в соцсетях, выросло с 55% в 2009 году до 79% в 2014-м. Меняется и общая структура интересов пользователей. Если в 2000 году пользователи чаще всего использовали интернет для работы, то в 2014-м первые места заняли общение и развлечения.

В 2013 году в России произошел значительный прирост числа загрузок и прибыли мобильных приложений, особенно для соцсетей, мессенджеров, музыки и видео, мобильных платежей, игр. Российский рынок магазинов приложений занял 5-е место по объему загрузок в Appstore и 4-е — в Google Play.

На фоне стагнирующей российской экономики интернет-сектор выглядит на зависть привлекательно. По предварительной оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), суммарные обороты рынков Рунета по итогам 2013 года составили 1 трлн рублей — 1,7% ВВП. А с учетом интернет-зависимых рынков, включающих доступ в интернет, инвестиции в интернет-компании и электронную B2B-коммерцию, — более 5,2 трлн рублей, или 8,5% ВВП, при этом обеспечив работой 1,3 млн человек.

Более половины экономики Рунета в 2013 году — 520 млрд рублей — пришлось на электронную коммерцию, выросшую за год на 28%. Число покупателей в онлайне достигло 30 млн человек. Правда, российский рынок электронной коммерции стал лишь 13-м в мире по размеру, и Россия в нынешнем году заняла только 43-е место в рейтинге легкости ведения электронной торговли «e‐friction» BCG.

Рекламный рынок Рунета в 2013 году вырос на 27% и составил 71,7 млрд рублей, в том числе на медийную рекламу пришлось 20,1 млрд рублей, на контекстную — 51,6 млрд. По итогам 2013 года «Яндекс» обошел Первый канал по выручке. Наиболее быстрорастущими рынками Рунета стали