Урок французской логистики

Русский бизнес
Транспорт
«Эксперт» №18-19 (897) 28 апреля 2014
На фоне спада продаж автомобилей в Европе предоставление услуг по их доставке клиентам остается прибыльным. Подконтрольная РЖД французская логистическая компания GEFCO в прошлом году принесла прибыль 55 млн евро
Урок французской логистики

Финансовые результаты французского логистического холдинга GEFCO (Groupages express de Franche Comté) — бывшей стопроцентной «дочки» автоконцерна PSA Peugeot Citroën — за прошлый год можно считать удовлетворительными на фоне продолжающегося спада в европейском автопроме.

Своему крупнейшему акционеру, которым с конца 2012 года являются РЖД, GEFCO принесла в 2013 году чистую прибыль в размере 55 млн евро, что на 28% выше 2012-го. Годовой товарооборот логистического холдинга вырос на 11% и достиг рекордного за всю его 65-летнюю историю показателя — почти 4 млрд евро.

Позитивным результатом можно считать и значительное сокращение дебиторской задолженности GEFCO. На момент сделки по продаже 75% GEFCO РЖД задолженность французской компании составляла 325 млн евро, а основным дебитором выступала PSA Peugeot Citroën, которая остается владельцем 25% акций логистической компании. Задолженность автоконцерну была обусловлена особенностями расчетов между компаниями. После смены основного владельца и заключения пятилетнего контракта с PSA на новых условиях общая задолженность GEFCO сократилась до 101 млн евро. Об этом сообщил директор по стратегии и финансам GEFCO Филипп Коссэ. «Несмотря на трудности, связанные с общим состоянием европейской экономики, результаты работы в 2013 году оцениваются как удовлетворительные и в полной мере соответствуют нашим ожиданиям», — заявляет председатель совета директоров GEFCO Люк Надаль.

Именно экономические трудности, о которых говорит г-н Надаль, вынудили PSA Peugeot Citroën продать 75% GEFCO за 800 млн евро.

Сейчас GEFCO по-прежнему выступает эксклюзивным логистическим оператором PSA Peugeot Citroën в мире: в общем объеме оборота компании в 2013 году на PSA пришлось около половины.

Однако финансовые результаты за прошлый год у этого крупнейшего клиента не столь оптимистичны. Убытки PSA Peugeot Citroën в 2013 году составили 2,32 млрд евро, а годом ранее убыток превысил 5 млрд евро. Такие результаты обусловлены спадом продаж автомобилей в Европе — этот рынок обеспечивает PSA до 60% выручки.

Совокупные продажи Peugeot Citroën сокращаются три года подряд и в прошлом году упали до 2,8 млн автомобилей (на 4,9% ниже уровня 2012 года). Из них на быстрорастущем китайском рынке (за 2013 год его объем увеличился на 26%, тогда как в Европе спад составил 7%) PSA реализовала лишь 550 тыс. своих машин.

Будущее концерна PSA Peugeot Citroën связано с решением об увеличении к 2020 году продаж в Китае до 1,5 млн автомобилей и привлечением 3 млрд евро в капитал холдинга в равных долях от правительства Франции и китайского автоконцерна Dongfeng Motor Group. Несмотря на реализуемую программу по выходу из кризиса, стать рентабельным PSA рассчитывает не раньше 2016 года.

Поскольку у основного клиента GEFCO дела идут не лучшим образом, компания активно диверсифицирует свой портфель. Так, с прошлого года вторым крупным клиентом GEFCO стал американский автоконцерн General Motors (GM). Подписанный в 2013 году контракт между GM и GEFCO сроком на семь