Поддержка курортного сезона

Русский бизнес
Крым
Туристическая отрасль Крыма в 2013 году обеспечивала 73% его валового продукта, и полуострову крайне важно сохранить этот денежный поток. Для этого необходимо обеспечить приезд в Крым 5,8 млн туристов за сезон. Российское правительство с потрясающим усердием взялось за решение курортной проблемы, избрав стратегию ценового демпинга.

Проведя широкую экспертную дискуссию, в Москве пришли к выводу, что главное препятствие для турпотока — транспортная блокада со стороны Киева. По данным Министерства туризма Украины, за последние пять лет львиная доля (69%) туристов из России добиралась до Крыма по железной дороге. Второе место занимали автомобилисты (22,4%). Самолеты использовали лишь 6,2% отдыхающих, остальные 2,4% — паромы и иное водное сообщение. Сегодня два транспортно-туристических канала фактически заблокированы. Остаются паромы на Керченской переправе и авиаперелеты, за развитие которых и взялось правительство России.

Первый путь крайне неудобен из-за множества пересадок и длительности: сначала поезд до Анапы, оттуда автобус до порта Кавказ, далее паром до Керчи, затем снова автобус, уже до места назначения на полуострове. Даже если эта транспортная модель будет наилучшим образом оптимизирована, путь туриста из Москвы, к примеру, займет не менее 37 часов и мало кто захочет им воспользоваться. При оперативном расширении судовых возможностей переправы (постановки на маршрут большого количества скоростных автопаромов) можно увеличить и автомобильный поток по этому маршруту. Сейчас на линии действуют два устаревших тихоходных парома и один новый. Их максимальная пропускная способность — 800 пассажиров и 36 малогабаритных автомобилей в сутки, то есть не более 200 тыс. туристов за сезон. Уже 1 мая, в день открытия сезона-2014, в порту Кавказ к десяти утра скопилась огромная очередь желающих пересечь пролив. Средний показатель ожидания составил рекордные 5,2 часа, максимум — 9 часов. При этом суточное количество пассажиров, по оценкам администрации переправы, составляет сейчас в среднем 1100 человек и около 50 автомобилей в сутки.

После экстренного совещания в Кремле с участием представителей силовых ведомств было решено задействовать грузовую инфраструктуру речного флота и подразделений ВМФ России. С 15 мая начнет действовать дополнительная переправа, организованная силами Минобороны: четыре большегрузных парома, каждый из которых способен перевозить по 20 легковых автомобилей и 50 человек за рейс. В общей сложности это обеспечит перевозку около 380 тыс. туристов за сезон. Кроме того, на крымский маршрут поставлен пассажирский катамаран вместимостью 300 человек, способный совершать до восьми рейсов в сутки, — это еще 2400 туристов в день, или 360 тыс. в сезон. Кроме того, в Греции удалось на месяц зафрахтовать паром, берущий на борт 169 легковых автомобилей и 600 человек, что примерно соответствует емкости всех трех паромов, курсирующих сегодня на Керченской переправе. За весь сезон он сможет перевезти около 550 тыс. пассажиров. Возможно организовать дополнительные рейсы с помощью малых пассажирских катеров. Однако береговые терминальные мощности, по данным дирекции Керченской переправы, позволяют поставить на маршрут дополнительно к действующим паромам не более 12 катеров, что добавит лишь 330 тыс. пассажиров в сезон. Таким образом, максимальная пропускная способность Керченс