Крымская экономика впервые за весь постсоветский период получила надежду на решение своих застарелых проблем — с оборонкой, коммуникациями, инфраструктурой
Слияние с Тавридой

Российская федеральная власть, которую в Крыму теперь представляет бывший «олимпийский» вице-премьер Дмитрий Козак, пока не определилась с объемами вложений в новый регион. Обсуждается сумма порядка триллиона рублей и широкий набор инструментов: госгарантии, особая экономическая зона (ОЭЗ), игорная зона, федеральная целевая программа (ФЦП), государственные институты развития — но что именно и в каких пропорциях будет использоваться, еще неясно. В любом случае это будут инвестиции и изменения, которых Крым не видел десятилетиями. Нефтянку и оборонку ждут госкорпорации и госзаказы, курортную сферу — стандартизация и передел собственности, сельское хозяйство — модернизация и консолидация, финансовый сектор — формирование почти с нуля, малый и средний бизнес — серьезное испытание на прочность в новых конкурентных условиях. А от вложений в инфраструктуру выиграют все.

Туристы как бонус переходного периода

Самый быстрый результат крымская экономика получит в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ). Его доля в Крыму сравнительно высока и доходит до 30%, более того, правительство ставит задачу ее повышения до 40–45%. Основная его часть сконцентрирована в туристической отрасли и вокруг нее.

В начале мая Крым объявил о начале туристического сезона. Федеральные СМИ соревнуются в прогнозах объема трафика российских туристов — называются цифры от 3 до 8 млн человек. Для сравнения: по данным министерства курортов и туризма Крыма, в 2013 году на полуострове отдохнули 6 млн человек, 65% из них — жители Украины. В нынешнем сезоне ожидается более или менее масштабная замена украинских туристов российскими, которые считаются более состоятельными. Особенно если учесть вполне сносные крымские цены на еду и аренду курортного жилья в частном секторе. Правда, ценовой рай, похоже, уходит в прошлое. Уже в апреле первые магазины, которые начали указывать цены только в рублях, фактически повышали их на 20–40%.

«Мы ждем большого потока туристов, отдыхающих, гостей, — признается Виталий Нахлупин, председатель комиссии по экономической, бюджетно-финансовой и инвестиционной политике Госсовета Крыма. — Рынок России все-таки значительно больше, чем рынок Украины. Мы понимаем, что Россия нас принимает как территорию с более слабой экономикой: уровень жизни, показатель ВВП на душу населения, социальные стандарты — все это в России выше, чем на Украине. И платежеспособность граждан с материка выше. Поэтому мы ждем развития наших малых предприятий, сферы обслуживания, а также заполнения наших санаториев, которые на протяжении многих лет работали в полную силу около четырех месяцев в году».

Главное ограничение для потока туристов — пропускная способность аэропорта и паромной переправы. Для России Крым пока все-таки остров. В середине апреля аэропорт Симферополя принимал и выпускал шесть рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга в день, к концу апреля их стало 19, добавились прямые рейсы с Ростовом-на-Дону, Белгородом, Краснодаром. К июню Минтранс планировал начать продажу так называемых едины