Празднуя 700-летие великого русского святого Преподобного Сергия Радонежского, мы обращаемся к его времени, чтобы понять, что было дано ему свершить
Игумен земли Русской

В нынешнем году празднуется 700-летний юбилей святого преподобного Сергия Радонежского. Он был монахом, основателем и первым игуменом будущей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В. О. Ключевский так характеризует его время: «В истории человечества могла бы прибавиться лишняя темная страница, повествующая о том, как нападение азиатского монгола повело к падению великого европейского народа». Но: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу». Одним из таких великих людей историк и считает Сергия Радонежского, говоря о нем: «При имени преп. Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

Так было в конце XIX века, когда были произнесены эти слова, отчасти так же это остается сейчас. И в то же время надо признать, что нам сегодня трудно понять, каким мог быть подвиг и характер деятельности игумена небольшого подмосковного монастыря, что он так решительно повлиял на русское общество второй половины XIV века.

«Эксперт» постарается объяснить это в нескольких статьях, первая из которых и публикуется здесь. Ее написал для нас известный деятель духовного образования, богослов и историк церкви протоиерей Валентин Асмус.

Страшно было разорение Руси ордынским нашествием ХIII века. Многие города и села были разрушены, народ понес неисчислимые жертвы, страна была порабощена и обложена данью. Затопив Русь, ордынская волна, ослабленная сопротивлением, которое оказали русские княжества, пошла дальше, на Запад. Нашествие произвело также моральный и духовный упадок: не было никакой видимой надежды на избавление, и уныние овладело душами. Княжеские усобицы, главная причина поражения, отнюдь не прекратились, но теперь они стали заметно более кровавыми, потому что в них участвовали ордынцы.

Возрождение Руси началось с того духовного обновления, во главе и в центре которого был св. Сергий. С начала русского христианства монастыри были городскими или пригородными, находясь под всесторонним покровительством князей. Многие из обителей погибли в ходе нашествия, некоторые впоследствии возродились. За первое столетие ига новых монастырей возникло совсем немного. Преподобный Сергий положил начало совершенно новому для России типу монашества — пустынножительному, имевшему, впрочем, древние традиции на Востоке, начиная с Египта, где в IV веке и зародилось монашество. Подвижник уходил от мира в пустыню — в России это была лесная пустыня — и начинал свой одинокий (монах в переводе и значит «одинокий») молитвенный и трудовой подвиг. К духовно преуспевающему монаху начинали приходить ученики, и складывалось монашеское