Венецианские виньетки

Книги / Путеводитель

Появление венецианского продолжения позапрошлогодней книги Ипполитова «Особенно Ломбардия» было просто неизбежно. Ибо куда же еще направиться обеспеченному русскому туристу — а именно на него, похоже, в первую очередь рассчитан семисотрублевый том — после шопинга в Милане и спа-процедур на озере Комо, как не в город на воде, средоточие мифов и шедевров!

Естественно, между двумя книгами много общего. Во-первых, непринужденность, как бы светская болтовня, в которой нет-нет да и проскользнет нешуточная искусствоведческая подготовка автора — многолетнего хранителя коллекции гравюр Эрмитажа. Впрочем, над собственным ученым багажом постоянно трунящего: «Уайльдовская Саломея по сравнению с джорджоневской Юдифью — суетливая модерновая болтушка, чья заурядность слегка приправлена нимфоманией и некрофилией… Умнейших глупостей, сказанных о “Грозе”, просто переизбыток».

Но есть и существенные различия, задаваемые прямо с суперобложки. На ломбардской книге — произведение новейшего искусства, на венецианской — ностальгическая фотография 1950 года: взмывший над пьяцца Сан-Марко Серж Головин, русская звезда французского балета. Этим изысканным пассеизмом, любовью к прошлому, пронизана вся книга. К тому же автор — петербуржец, что добавляет ностальгического шарма: «Арсенале поражал еще и при Петре I, воспринимавшем Венецию как объект для изучения и подражания не менее важный, чем Амстердам... В упадок Арсенале пришел лишь после объединения Италии, превратившись в то, во что превратилась петровская Новая Голландия в Ленинграде, то есть в Богом забытое место».

Ближе к концу становится понятно, что заглавие носит двойной смысл. Третья итальянская книга Ипполитова будет посвящена провинции Венето.

Ипполитов Аркадий. Только Венеция. — М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2014. — 400 с. Тираж 5000 экз.