Москва, 17.01.2017

Средний бизнес и консервативные экономические ценности

Тема недели / Быстрорастущие компании По-настоящему быстро растущих компаний в России почти не осталось. Наш экономический климат в эпоху депрессии оказался вдвое холоднее европейского
Рисунок: Игорь Шапошников
Журнал «Эксперт»
№26 (905) 23 июня 2014
Содержание:

Средний бизнес и консервативные экономические ценности

По-настоящему быстро растущих компаний в России почти не осталось. Наш экономический климат в эпоху депрессии оказался вдвое холоднее европейского
Повестка дня Повестка дня Разное Тема недели Русский бизнес Экономика и финансы Наука и технологии Политика Общество Культура Книги Потребление Индикаторы На улице Правды

На отечественном рынке впервые царит долговременная стагнация. Не острое падение, как было в 1998 и 2008 годах, а именно отсутствие роста. Завышенный до последнего времени курс рубля и поныне сохраняющаяся дороговизна кредитов в сочетании с невнятной международной конъюнктурой сделали свое дело: внешние условия для динамичного развития бизнеса резко ухудшились. Именно это мы сразу почувствовали, приступив к очередному ежегодному исследованию динамично растущих компаний среднего бизнеса (газелей).

Поредевшая популяция

Хотя статистическая информация о фирмах поступает удручающе медленно — по полной совокупности российских компаний отчетные данные появились только за 2012 год, — застойные тенденции отчетливо заметны уже на этом материале. Как видно на графике 1, в докризисные времена количество газелей устойчиво держалось в диапазоне 7–8% общей численности среднего и крупного бизнеса страны, что примерно вдвое больше сопоставимого показателя, типичного для развитых стран. Причем особенности нашего статучета (в частности, отсутствие консолидированных данных по группам компаний) таковы, что ведут к искусственному занижению популяции российских газелей. Поэтому подлинные цифры были бы еще выше: по экспертной оценке, порядка 12%.

По числу динамичных компаний-газелей Россия могла тогда претендовать на одно из первых мест в мире. А в силу способности газелей революционизировать среду, буквально за считаные годы качественно преображая свою отрасль, именно их мощная популяция была одним из моторов того длинного подъема экономики в «нулевые» годы, которые теперь вспоминаются почти как золотой век.

Ситуация резко изменилась с приходом тяжелых времен. Во время кризиса доля газелей упала примерно в четыре раза (до 2% в 2009 году), а затем, в 2010-м и 2011-м, повысилась лишь незначительно (до 2,5%). Но самое главное — вот оно, дыхание стагнации! — в относительно спокойном, казалось бы, 2012-м число газелей вновь вернулось к худшему кризисному уровню в 2% общей популяции фирм. Видимо, поддерживать текущий бизнес в условиях застоя можно (потому-то он и застой, а не кризис!), а вот быстро и устойчиво расти на стагнирующем рынке под силу очень немногим.

Отметим, что столь болезненная реакция на ухудшение конъюнктуры резко отличает газели отечественные от газелей иностранных. Популяция последних почти не пострадала в кризис и спокойно адаптировалась к последовавшей за ним длинной полосе стагнации. Вот что пишут, например, английские исследователи: «Несмотря на тяжелейшую за 80 лет рецессию, многие компании по-прежнему демонстрируют быстрый рост. В период 2007–2010 годов число и доля британских компаний, растущих темпом более 20% в год, оставались в целом такими же, что и в периоды 2002–2005 и 2005–2008 годов»*.

Очевидно, у многих русских газелей, еще недавно составлявших рекордно многочисленную национальную популяцию быстрорастущих фирм, были слабые места, которые не замедлили проявиться в условиях стагнации.

Считаем индекс Берча

Где расположены и куда смещаются оча

Изучаем средний бизнес и фирмы-газели

Фирмы-газели, или быстрорастущие фирмы (Gazelles, High-Growth Firms), — это преимущественно относящиеся к среднему бизнесу компании, способные в течение длительного времени поддерживать высокие темпы роста. По классическому критерию первооткрывателя газелей Дэвида Берча (David Birch), количественно к их числу относят фирмы, ежегодно в течение пяти лет увеличивающие выручку не менее чем на 20%. Применительно к России для компенсации искажающего влияния сильной инфляции минимальный темп роста газелей принят равным 30% в год. Как показали международные исследования, составляя незначительную часть всей популяции фирм, газели вносят весомый вклад в экономический рост страны.

В реализуемом с 2007 года исследовательском проекте «Русские газели» эти фирмы изучаются не изолированно, а в контексте всего российского среднего бизнеса, наиболее динамичной частью которого они являются. Источником исходной информации служит выборка, включающая в себя данные обо всех компаниях, которые с 1999 по 2012 год хотя бы один раз имели выручку свыше 200 млн рублей. Это позволяет отслеживать рост всех фирм, когда-либо достигавших значимых размеров, а также фиксировать и деградацию/смертность фирм, что невозможно при использовании обычных выборок. Всего анализу было подвергнуто свыше 130 тыс. фирм, то есть фактически весь средний и крупный бизнес страны.

База данных сформирована специалистами «СПАРК-Интерфакса» (Система профессионального анализа рынков и компаний), за что «Эксперт» и все участники проекта изучения среднего бизнеса выражают им глубокую благодарность.

*Машиностроение нам представляется особым случаем, поскольку именно в этой отрасли исторически были сосредоточены лучшие из наработок советского времени, до сих пор остающиеся базой конкурентных преимуществ многих компаний (отсюда высокая представленность в топ-2000). С другой стороны, в машиностроении, по самой своей природе завязанном на тесную кооперацию с партнерами, общая враждебность среды к российской обрабатывающей промышленности проявляется особенно жестко (отсюда высокая представленность в лоу-2000).

Доля газелей в общей популяции крупных и средних компаний России
Размерная структура 2000 компаний с наивысшим индексом Берча
Укрупненная отраслевая структура 2000 компаний с наивысшим индексом Берча
Укрупненная отраслевая структура 2000 компаний с низшим индексом Берча
Динамика типичной (медиана) выручки российских средних компаний
Динамика типичной (медиана) кредиторской задолженности российских средних компаний
Динамика типичной (медиана) стоимости основных средств российских средних компаний
Динамика типичной (медиана) чистой прибыли российских средних компаний


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
240 месяц
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт