Средний бизнес и консервативные экономические ценности

По-настоящему быстро растущих компаний в России почти не осталось. Наш экономический климат в эпоху депрессии оказался вдвое холоднее европейского
Средний бизнес и консервативные экономические ценности

На отечественном рынке впервые царит долговременная стагнация. Не острое падение, как было в 1998 и 2008 годах, а именно отсутствие роста. Завышенный до последнего времени курс рубля и поныне сохраняющаяся дороговизна кредитов в сочетании с невнятной международной конъюнктурой сделали свое дело: внешние условия для динамичного развития бизнеса резко ухудшились. Именно это мы сразу почувствовали, приступив к очередному ежегодному исследованию динамично растущих компаний среднего бизнеса (газелей).

Поредевшая популяция

Хотя статистическая информация о фирмах поступает удручающе медленно — по полной совокупности российских компаний отчетные данные появились только за 2012 год, — застойные тенденции отчетливо заметны уже на этом материале. Как видно на графике 1, в докризисные времена количество газелей устойчиво держалось в диапазоне 7–8% общей численности среднего и крупного бизнеса страны, что примерно вдвое больше сопоставимого показателя, типичного для развитых стран. Причем особенности нашего статучета (в частности, отсутствие консолидированных данных по группам компаний) таковы, что ведут к искусственному занижению популяции российских газелей. Поэтому подлинные цифры были бы еще выше: по экспертной оценке, порядка 12%.

По числу динамичных компаний-газелей Россия могла тогда претендовать на одно из первых мест в мире. А в силу способности газелей революционизировать среду, буквально за считаные годы качественно преображая свою отрасль, именно их мощная популяция была одним из моторов того длинного подъема экономики в «нулевые» годы, которые теперь вспоминаются почти как золотой век.

Ситуация резко изменилась с приходом тяжелых времен. Во время кризиса доля газелей упала примерно в четыре раза (до 2% в 2009 году), а затем, в 2010-м и 2011-м, повысилась лишь незначительно (до 2,5%). Но самое главное — вот оно, дыхание стагнации! — в относительно спокойном, казалось бы, 2012-м число газелей вновь вернулось к худшему кризисному уровню в 2% общей популяции фирм. Видимо, поддерживать текущий бизнес в условиях застоя можно (потому-то он и застой, а не кризис!), а вот быстро и устойчиво расти на стагнирующем рынке под силу очень немногим.

Отметим, что столь болезненная реакция на ухудшение конъюнктуры резко отличает газели отечественные от газелей иностранных. Популяция последних почти не пострадала в кризис и спокойно адаптировалась к последовавшей за ним длинной полосе стагнации. Вот что пишут, например, английские исследователи: «Несмотря на тяжелейшую за 80 лет рецессию, многие компании по-прежнему демонстрируют быстрый рост. В период 2007–2010 годов число и доля британских компаний, растущих темпом более 20% в год, оставались в целом такими же, что и в периоды 2002–2005 и 2005–2008 годов»*.

Очевидно, у многих русских газелей, еще недавно составлявших рекордно многочисленную национальную популяцию быстрорастущих фирм, были слабые места, которые не замедлили проявиться в условиях стагнации.

Считаем индекс Берча

Где расположены и куда смещаются оча

Изучаем средний бизнес и фирмы-газели

Фирмы-газели, или быстрорастущие фирмы (Gazelles, High-Growth Firms), — это преимущественно относящиеся к среднему бизнесу компании, способные в течение длительного времени поддерживать высокие темпы роста. По классическому критерию первооткрывателя газелей Дэвида Берча (David Birch), количественно к их числу относят фирмы, ежегодно в течение пяти лет увеличивающие выручку не менее чем на 20%. Применительно к России для компенсации искажающего влияния сильной инфляции минимальный темп роста газелей принят равным 30% в год. Как показали международные исследования, составляя незначительную часть всей популяции фирм, газели вносят весомый вклад в экономический рост страны.

В реализуемом с 2007 года исследовательском проекте «Русские газели» эти фирмы изучаются не изолированно, а в контексте всего российского среднего бизнеса, наиболее динамичной частью которого они являются. Источником исходной информации служит выборка, включающая в себя данные обо всех компаниях, которые с 1999 по 2012 год хотя бы один раз имели выручку свыше 200 млн рублей. Это позволяет отслеживать рост всех фирм, когда-либо достигавших значимых размеров, а также фиксировать и деградацию/смертность фирм, что невозможно при использовании обычных выборок. Всего анализу было подвергнуто свыше 130 тыс. фирм, то есть фактически весь средний и крупный бизнес страны.

База данных сформирована специалистами «СПАРК-Интерфакса» (Система профессионального анализа рынков и компаний), за что «Эксперт» и все участники проекта изучения среднего бизнеса выражают им глубокую благодарность.

*Машиностроение нам представляется особым случаем, поскольку именно в этой отрасли исторически были сосредоточены лучшие из наработок советского времени, до сих пор остающиеся базой конкурентных преимуществ многих компаний (отсюда высокая представленность в топ-2000). С другой стороны, в машиностроении, по самой своей природе завязанном на тесную кооперацию с партнерами, общая враждебность среды к российской обрабатывающей промышленности проявляется особенно жестко (отсюда высокая представленность в лоу-2000).