Время собирать камни

Экономика и финансы / Банк развития Правительство предприняло необходимые действия по докапитализации Внешэкономбанка. Это позволит ВЭБу поддерживать динамику кредитования. Однако еще более важно добиться регламентации работы банка со специальными проектами, которые необходимы государству, но не вписываются в мандат и стандартные процедуры банка развития
Рисунок: Игорь Шапошников

В конце мая правительство приняло решение о докапитализации Внешэкономбанка за счет государственных средств. Вопрос активно обсуждался в экономическом блоке кабинета весь прошлый год. В сентябре наблюдательный совет банка принципиально одобрил докапитализацию, еще восемь месяцев ушло на то, чтобы внести изменения в Бюджетный кодекс, позволяющие монетизировать политическое решение.

Формат докапитализации выбран самый щадящий для бюджета — никаких «живых» бюджетных денег ВЭБ не получит, капитал банка пополнится за счет ресурсов Фонда национального благосостояния (ФНБ). Валютные депозиты ФНБ на общую сумму 6,25 млрд долларов, размещенные сейчас в ВЭБе, будут переоформлены в пятнадцатилетний субординированный кредит, что позволит учитывать их в составе капитала банка второго уровня. Рублевые депозиты ФНБ в ВЭБе на сумму 474 млрд рублей продолжат использоваться по регламентированным назначениям — для кредитования МСП, АИЖК и выдачи субординированных кредитов коммерческим банкам.

Переоформление валютных депозитов, как ожидают в банке, произойдет до конца текущего года. Еще какое-то время понадобится, чтобы результаты этой процедуры были признаны аудиторами и зарубежными партнерами ВЭБа.

Сей бухгалтерский кульбит позволит увеличить капитал Банка развития на 220 млрд рублей (в расчете по текущему курсу), при этом расчетная величина норматива достаточности капитала ВЭБа на конец года поднимется до 11–12%.

Итак, источник докапитализации не текущие бюджетные доходы, а накопленные ресурсы одного из суверенных фондов. Капитал ВЭБа увеличится, а ФНБ, соответственно, уменьшится весьма значительно. Для сравнения: суммарный объем кредитов ВЭБа в объекты сочинской Олимпиады составил 179 млрд рублей. Золотовалютные резервы, к счастью, не изменятся, так как эта часть ФНБ уже и в форме депозитов не учитывалась в их составе, не удовлетворяя строгим требованиям к надежности и ликвидности инструментов размещения.

Зачем же понадобилась столь значительная поддержка Банку развития?

Пена кредитного коктейля

Лежащая на поверхности причина, повлекшая за собой необходимость докапитализации ВЭБа, — экстраординарный рост кредитного портфеля банка, опережающий все плановые ориентиры. В 2011–2012 годах совокупный кредитный портфель ВЭБа вырос почти вдвое — с 550 млрд до 1002 млрд рублей, а к началу нынешнего года достиг 1,3 трлн рублей. В результате показатель достаточности капитала банка стремительно приближался к минимально допустимой отметке — 10% активов. Хотя ВЭБ не является коммерческим банком и нормативы ЦБ формально на него не распространяются, фактически норматив достаточности капитала, безусловно, учитывается как рейтинговыми агентствами, так и зарубежными бизнес-партнерами банка. Более того, поддержание капитализации не ниже 10% «зашито» в ковенанты ряда кредитных соглашений по привлечению ВЭБом средств от банков-нерезидентов.

Почему же так быстро растет кредитный портфель ВЭБа? Одна из причин состоит в том, что последний представляет собой коктейль из проектов самого р

Конечный кредитор - государство

Зарубежные банки развития на разных этапах своего существования сталкивались с проблемными портфелями директивных кредитов. Но государство оказывало им поддержку в виде льготного фондирования и взносов в капитал.

С момента своего создания в 1994 году Китайский банк развития (CDB) активно кредитовал государственные предприятия и объекты инфраструктуры. К концу 1990-х доля проблемных кредитов достигла 40%, и банк требовал пополнения капитала и реорганизации. Проблемные долги на сумму свыше 12 млрд долларов были выкуплены государством, а банк провел реорганизацию по образцу коммерческого. В 2006–2007 годах курс на коммерциализацию усилился. В настоящее время банк продолжает поддерживать приоритетные отрасли и проекты, но финансирование предоставляет на близких к рыночным условиях.

Бразильский банк развития (BNDES) на протяжении 60 лет своей деятельности играл ключевую роль в реализации приоритетных проектов, активно поддерживает компании — «национальные чемпионы» (Petrobras, Vale, Embraer), предоставляя кредиты по льготным ставкам и на длительные сроки. Источники фондирования BNDES на 80% состоят из долгосрочных кредитов Национального казначейства и Фонда по защите от безработицы, предоставляемых по ставкам, на 4–5 процентных пунктов ниже рыночных. Льготное фондирование позволяет банку оставаться прибыльным, предоставляя льготные кредиты. Нераспределенная прибыль банка идет на увеличение капитала и выплату дивидендов.

Канадское правительство выделило в 2008–2010 годах Банку развития Канады (BDC) 350 млн долларов для поддержки венчурных инвестиций в приоритетные отрасли («зеленые» технологии, IT и здравоохранение), так как частные инвестиции существенно сократились в кризис. Инвестиции оказались убыточными для BDC (суммарные убытки составили 64 млн долларов в 2011–2012 годах). Правительство докапитализировало банк и способствовало реорганизации портфеля венчурных инвестиций. Последний был разделен на две части — коммерческий и некоммерческий. По каждому портфелю определены отдельные ключевые показатели эффективности, их обслуживают разные подразделения банка; прибыль от коммерческого портфеля идет на поддержку некоммерческого.      

За рубежом банки развития, осуществляющие нерыночное кредитование, поддерживает государство

И совокупный, и развитийный кредитные портфели ВЭБа растут с опережением стратегических ориентиров