Измениться, чтобы выжить

Торможение рынка и рост убыточности автострахования резко снизили рентабельность страховых компаний. Реакцией рынка стали санация портфелей и развитие альтернативных каналов продаж

После рекордных за последние десять лет темпов прироста взносов 2012 года в 2013-м на страховом рынке появились первые признаки стагнации. Темпы прироста страховых взносов в 2013 году составили  12%, что было на 10 процентных пунктов ниже аналогичного показателя предыдущего года. Объем рынка достиг 905 млрд рублей. Торможение было наиболее заметно в страховании имущества юридических лиц (–17% в четвертом квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012-го), в страховании заемщиков (–25%) и страховании автокаско (3%).

Автострахование тянет на дно

В кризис 2008–2009 годов ОСАГО с учетом повышения поправочных коэффициентов было спасательным кругом для страховщиков, основным источником роста взносов и положительного финансового результата. В 2013 году ситуация изменилась на противоположную — ОСАГО превратилось для страховщиков в основной источник проблем: в 13 регионах уровень выплат по этому виду страхования превысил 70%. Участники рынка всеми средствами, включая незаконные отказы в продаже полисов, пытаются сократить свое присутствие в неблагоприятных регионах. Работа на рынке ОСАГО стала приносить убытки, бесчисленные судебные разбирательства и повышенное внимание со стороны надзорных органов.

Негативное давление на финансовый результат страховых компаний в 2013 году оказывало и повышение убыточности страхования автокаско, вызванное резким ростом судебных издержек, ослаблением рубля и удорожанием услуг станций техобслуживания. «Разворот судебной практики в сторону клиента, не учитывающий порой условий страхового договора, не только породил вал обращений в суды, но и открыл канал для мошеннических действий со стороны страхователей. Ситуацию также усугубляет специфическая деятельность юридических контор, которые, прикрываясь тем, что защищают интересы страхователей, наладили бизнес по вытягиванию денег из страховых компаний. В итоге страховщик по суду платит максимум, не имеет возможности самостоятельно урегулировать убыток, а сам клиент, обратившийся в такую контору, получает минимальную выплату», — негодует директор дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

В условиях резкого сокращения рентабельности розницы некоторые страховщики идут на радикальные меры. В феврале 2014 года в СМИ появилась информация о намерении компании «Цюрих», занимающей 14-е место в сегменте взносов по автострахованию за 2013 год, полностью свернуть розничные продажи. В числе главных причин такого решения были названы «замедление экономического роста и резко ужесточившаяся по отношению к страховщикам судебная практика». В марте 2014 года СК «ГУТА-Страхование» (12-е место по взносам по автострахованию) закрыла офисы продаж и начала увольнять сотрудников. Основной причиной считаются большие убытки за 2013 год. В апреле 2014-го появились сведения о намерении страховой компании «Альянс» (восьмое место по взносам по страхованию автокаско в 2013 году) свернуть розничные продажи в России.

Стратегические перемены

Реакцией на снижение рентабельност

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (906) 30 июня 2014
    Платежные системы
    Содержание:
    Занимательная картография

    Создать национальную платежную систему необходимо, но сделать это в короткие сроки не получится. Поэтому выдавливание из России Visa и MasterCard — бессмысленный и опасный процесс

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама