Добрый военный аэропорт

Русский бизнес
«Эксперт» №28 (907) 7 июля 2014
Добрый военный аэропорт

На территории аэродрома Раменское в подмосковном Жуковском будет построен аэропортовый комплекс. Инвестпроект, предполагающий создание новой воздушной гавани в Московском авиаузле, недавно утвержден правлением Ростехнологий.

Предполагается, что новый аэропорт будет использоваться низкобюджетными авиакомпаниями. Привлечению лоукостеров будет способствовать невысокая стоимость обслуживания в Раменском — она окажется на 40% ниже, чем в московских аэропортах, прогнозируют в Avia Solutions Group (ASG). Эта литовская компания и Ростех создают совместное предприятие «Рампорт», на которое и ляжет ответственность за реализацию проекта.

Совокупный объем инвестиций в «Рампорт» до 2019 года составит 10,2 млрд рублей, срок окупаемости — семь лет. Инвесторы уже выбрали проектировщиков, которые возьмут за образец модели западных аэропортов, где неавиационная деятельность обеспечивает до 70% общей прибыли. Поэтому кроме аэровокзального комплекса площадью 60 тыс. гектаров будут построены грузовой терминал, ангары для технического обслуживания и ремонта самолетов, паркинги, гостиница на 250 номеров, коммерческий и офисные центры, а также торговый центр площадью 100 тыс. квадратных метров.

Запуск нового аэропорта планируется уже в 2015 году. Предполагается, что в 2016-м он обслужит 1,7 млн человек, а в 2020-м пассажиропоток возрастет до 10,8 млн пассажиров.

За последнее время это уже второй государственный проект в области лоукост-авиаперевозок: в июне свой первый рейс выполнил единственный отечественный лоукостер «Добролет», принадлежащий «Аэрофлоту». Очевидно, что оба проекта призваны дополнить друг друга. Впрочем, о конкретных соглашениях и договоренностях официально не сообщается.

В «Добролете» лишь отмечают, что второстепенный аэропорт позволил бы авиакомпании предлагать клиентам более дешевые билеты. По оценкам экспертов, разница в цене может составить 50–60%.

Сейчас свои крымские рейсы «Добролет» выполняет из терминала В аэропорта Шереметьево. В этом самом старом терминале успешно внедрены технологии ускоренного обслуживания воздушных судов лоукост-перевозчиков. Кроме того, здесь «Добролет» смог получить наиболее выгодные ставки. А вот договориться с Внуково и Домодедово компании так и не удалось.

Работать в бывшем терминале Шереметьево-1 «Добролет» сможет лишь до конца 2014 года. В следующем году этот терминал должны снести, а на его месте построить новые объекты. И, как дал понять в одном из недавних интервью гендиректор аэропорта Шереметьево Михаил Василенко, надежд у «Добролета» продлить свое базирование в этом аэропорту после 2014 года нет. Впрочем, для лоукостера этот вариант базирования не лучший, поскольку не может обеспечить необходимого для этой бизнес-модели уровня экономии.

Обслуживание в удаленных или старых аэропортах — практика лоукостеров всего мира, поскольку в этом случае ставки за аэропортовые услуги намного ниже, чем в аэропортах, работающих с классическими авиакомпаниями. Например, в Лондоне лоукостеры активно используют второй по значен