Неленинский университет миллионов

Наука и технологии / Дистанционное образование Дистанционное образование стремительно захватывает миллионные аудитории. Стали поговаривать даже о конце традиционных университетов. Вряд ли это произойдет, но к серьезному переделу образовательного рынка новая технология привести может
Рисунок: Константин Батынков

Неужто революция? Появление массовых открытых онлайн-курсов (МООК) всколыхнуло респектабельное болото университетского образования. До последнего времени человечество усердно работало над автоматизацией производства и быта, старалось поставить на технологическую основу биологическое воспроизводство путем искусственного оплодотворения, генетической сортировки зародышей и выращивания органов. Сейчас автоматизация добралась до самой консервативной сферы — социального воспроизводства, а именно образования — и породила множество радужных ожиданий. Наконец-то можно будет вышвырнуть на улицу тысячи доцентов, десятилетиями бормочущих свои лекции по мятым ксерокопиям чужих учебников. А лучшее в мире образование будет в равной мере доступно мировой элите, индийским париям и рязанским гопникам.

Первый этап автоматизации образования — цифровизация привычных форматов обучения, перевод их в онлайн. На следующем этапе образование может не только сменить канал распространения, но и измениться качественно за счет роста популярности изначально цифровых форматов обучения. Нас ждет геймификация, распространение симуляторов, использование виртуальной реальности 3D.

Дальнейшее развитие технологий позволит создавать гибкие индивидуальные сценарии занятий, когда содержание курса адаптируется под скорость усвоения и ошибки каждого студента. При этом в качестве параметров оценки обучающегося будут использоваться не только ответы, но и анализ его состояния. При помощи веб-камеры можно отслеживать направления взгляда и мимику, при помощи смартфона и умных часов — изменения сердечного ритма, насыщенность крови кислородом, температуру и проводимость кожи. Нейроинтерфейсы, уже существующие на рынке и имеющие хороший шанс стать популярными благодаря геймерам, позволят анализировать электроэнцефалограмму. Все это дает детальную картину процесса обучения каждого пользователя, позволяет отследить момент потери внимания и адаптировать процесс подачи информации. Вскоре все это можно будет превратить в хорошо налаженный технологический процесс с детальным контролем в режиме реального времени.

Мнения о последствиях успеха МООК разнятся. Кто-то говорит о переделе рынка высшего образования, иные — о конце эпохи традиционных университетов. Алармисты предрекают эпоху неоколониализма с переходом контроля над выращиванием новых поколений в руки нескольких десятков ведущих мировых, прежде всего англосаксонских, университетов, приобретающих фантастические возможности в качестве инструментов идеологической борьбы и отбора лучших голов со всего мира.

Внимание к МООК вполне оправданно: их появление и взрывной рост выглядит ошеломляюще. Но действительно ли нас ждет потеря традиционными университетами серьезной доли рынка и гегемония англосаксонского образования?

Производители бесплатного сыра

Осенью 2011 года на курс стэнфордского профессора Себастьяна Труна «Искусственный интеллект» записалось 160 тыс. человек из 190 стран. Уже в феврале 2012-го Трун запустил платформу Udacity для размещения онл