Москва, 01.07.2016

Неленинский университет миллионов

Наука и технологии / Дистанционное образование Дистанционное образование стремительно захватывает миллионные аудитории. Стали поговаривать даже о конце традиционных университетов. Вряд ли это произойдет, но к серьезному переделу образовательного рынка новая технология привести может
Рисунок: Константин Батынков
  1. За что борется Зюзин
    Редакционная статья
  2. Эльгу взять, патронов не давать
    Запуск крупнейшего в России угольного месторождения — Эльгинского — поставил под угрозу компанию «Мечел». Это не единственный пример того, как расходы на инфраструктуру и освоение территорий делают крупные сырьевые проекты на Дальнем Востоке и в Сибири неподъемными для частного бизнеса


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
Ознакомиться с вариантами подписки можно ниже
220 месяц

Доступ к материалам журнала «Эксперт»

Доступ к архивным материалам открыт только подписчикам. Все варианты подписки
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт

Неужто революция? Появление массовых открытых онлайн-курсов (МООК) всколыхнуло респектабельное болото университетского образования. До последнего времени человечество усердно работало над автоматизацией производства и быта, старалось поставить на технологическую основу биологическое воспроизводство путем искусственного оплодотворения, генетической сортировки зародышей и выращивания органов. Сейчас автоматизация добралась до самой консервативной сферы — социального воспроизводства, а именно образования — и породила множество радужных ожиданий. Наконец-то можно будет вышвырнуть на улицу тысячи доцентов, десятилетиями бормочущих свои лекции по мятым ксерокопиям чужих учебников. А лучшее в мире образование будет в равной мере доступно мировой элите, индийским париям и рязанским гопникам.

Первый этап автоматизации образования — цифровизация привычных форматов обучения, перевод их в онлайн. На следующем этапе образование может не только сменить канал распространения, но и измениться качественно за счет роста популярности изначально цифровых форматов обучения. Нас ждет геймификация, распространение симуляторов, использование виртуальной реальности 3D.

Дальнейшее развитие технологий позволит создавать гибкие индивидуальные сценарии занятий, когда содержание курса адаптируется под скорость усвоения и ошибки каждого студента. При этом в качестве параметров оценки обучающегося будут использоваться не только ответы, но и анализ его состояния. При помощи веб-камеры можно отслеживать направления взгляда и мимику, при помощи смартфона и умных часов — изменения сердечного ритма, насыщенность крови кислородом, температуру и проводимость кожи. Нейроинтерфейсы, уже существующие на рынке и имеющие хороший шанс стать популярными благодаря геймерам, позволят анализировать электроэнцефалограмму. Все это дает детальную картину процесса обучения каждого пользователя, позволяет отследить момент потери внимания и адаптировать процесс подачи информации. Вскоре все это можно будет превратить в хорошо налаженный технологический процесс с детальным контролем в режиме реального времени.

Мнения о последствиях успеха МООК разнятся. Кто-то говорит о переделе рынка высшего образования, иные — о конце эпохи традиционных университетов. Алармисты предрекают эпоху неоколониализма с переходом контроля над выращиванием новых поколений в руки нескольких десятков ведущих мировых, прежде всего англосаксонских, университетов, приобретающих фантастические возможности в качестве инструментов идеологической борьбы и отбора лучших голов со всего мира.

Внимание к МООК вполне оправданно: их появление и взрывной рост выглядит ошеломляюще. Но действительно ли нас ждет потеря традиционными университетами серьезной доли рынка и гегемония англосаксонского образования?

Производители бесплатного сыра

Осенью 2011 года на курс стэнфордского профессора Себастьяна Труна «Искусственный интеллект» записалось 160 тыс. человек из 190 стран. Уже в феврале 2012-го Трун запустил платформу Udacity для размещения онл

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК)

МООК — это электронные дистанционные курсы, включающие в себя видеолекции с субтитрами, презентации, инфографику, текстовые конспекты лекций, домашние задания, виртуальные лаборатории, тесты и итоговые экзамены. В отличие от традиционных лекций видеоматериалы даются в мелкой нарезке по 5–20 минут. При обучении активно используются форумы для общения студентов и преподавателей. Свои МООК создает большинство ведущих университетов мира.

Первые МООК-платформы появились в США. Взрывной рост их популярности начался в 2012 году. Позднее появились европейские платформы.

Coursera

Крупнейшая МООК-платформа. Начала работу в апреле 2012 года. На 1 июля 2014-го у нее было более 8 млн студентов, 683 курса и 110 партнеров-поставщиков. Финансируется венчурными фондами. Наиболее активны по количеству учащихся в рамках проекта на душу населения страны Юго-Восточной Азии: Сингапур, Тайвань, Гонконг; за ними следуют англоязычные страны: Ирландия, Австралия, США, Канада.

edX

Некоммерческая платформа, основанная в мае 2012 года Массачусетским технологическим институтом, Гарвардским университетом и Университетом Беркли. В марте 2014-го насчитывала более 2 млн студентов, более 160 курсов и 47 партнеров. Средний возраст студентов 26 лет. Страны — лидеры по числу студентов: США — 29%, Индия — 12%, Великобритания — 4%, Бразилия — 4%, Испания — 2%. EdX заключила соглашение с Google о совместном развитии платформы.

Udacity

Частный коммерческий проект, специализируется на ИТ-тематике. Первые курсы были запущены в феврале 2012 года, на конец 2013-го было 1,6 млн студентов. На 1 июля 2014 года предлагает 36 курсов.

В Европе запущено несколько своих МООК-платформ. Самые крупные из них:


Futurelearn
— запущена в декабре 2012 года консорциумом британских университетов. Сейчас насчитывает 40 партнеров, в том числе из других стран;

OpenupEd — платформа, запущенная 11 странами Евросоюза;

iversity — немецкий проект, запущенный в октябре 2013 года.

МООКи демонстрируют взрывную динамику
Инвесторы почувствовали вкус к образовательным технологиям
Распределение европейских МООКов по направлениям
Европейцы теряют свою долю МООКов
Активность европейских стран на рынке МООКов

Читать все комментарии

ТАСС

Не договорились

Визит Барака Обамы в Королевство Саудовская Аравия (четвертый за время его президентства) прошел крайне непросто. Проблемы начались еще у трапа самолета: американского президента встречал всего лишь губернатор Эр-Рияда, хотя прибывших до него глав стран Залива приветствовал лично король. Апогеем обострения двусторонних отношений стал, конечно, нынешний скандал с секретной частью доклада о событиях 11 сентября

«Мираторг» с заднего входа

532 фотографии, 167 видеозаписей и 216 аудиофайлов диктофона — столько информации собрал спецкор «Эксперта», чтобы ответить на вопрос, в чем причина и каковы последствия повсеместного доминирования продукции «Мираторга» на полках российских магазинов

«Уравновешенный человек с интересом занимается всем»

Ученица знаменитой московской Второй школы стала лучшей в индивидуальном рейтинге V Европейской математической олимпиады для девушек. С директором школы Владимиром Овчинниковым мы беседуем о базовых принципах создания отличной школы