Уцененный навар

Рейтинг оценочных компаний
«Эксперт» №28 (907) 7 июля 2014
Очередной рейтинг компаний-оценщиков, подготовленный агентством «Эксперт РА», показал резкое снижение темпов роста этого рынка. Чтобы не уйти в пике в условиях стагнации экономики, оценщикам потребуются новые драйверы роста. Например, масштабные работы в Крыму или анонсированная президентом Владимиром Путиным сплошная переоценка промышленного оборудования

За прошедший год суммарный оборот участников очередного рейтинга оценочных услуг, подготовленного рейтинговым агентством «Эксперт РА», увеличился всего на 2%. Напомним, что в предыдущем рейтинге мы отмечали прирост на 17% (затухание динамики, впрочем, наблюдалось уже тогда — указанное увеличение было на 6 п. п. меньше показателя 2011-го; см. «Оценкам становится хуже», «Эксперт» № 26 за 2013 год). Причем даже двухпроцентный скачок получается лишь при том, что из подсчета исключаются показатели одного из лидеров рынка — ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ». С учетом же оборота этой структуры рынок и вовсе продемонстрировал резкий спад: –18% за год.

Суммарный объем выручки участников нынешнего рейтинга составил по итогам 2013 года 10 млрд рублей против 12 млрд годом ранее. Уменьшение общего дохода в большей степени вызвано снижением выручки вышеупомянутого ФГУП (–94% к 2012 году): была завершена обусловленная изменениями в законодательстве массовая оценка объектов недвижимости, что также привело к сокращению объема работ, передаваемых «Ростехинвентаризацией» другим оценщикам.

Но даже если не сгущать краски и не принимать во внимание финансовые результаты ФГУП, замедление объема услуг, оказываемых ведущими оценочными компаниями, налицо. Прирост выручки в 2013 году у первой десятки лидеров рейтинга (на их долю приходится половина суммарного дохода по сектору) не превышает и 5%. «Снижение темпов роста доходов от оценочных услуг связано с ухудшением макроэкономической ситуации и общим снижением экономической активности», — считает Кирилл Кулаков, заместитель генерального директора компании «Центр независимой экспертизы собственности». За 2013 год ВВП России вырос на 1,3%, а инвестиции в нефинансовые активы сократились на 108,4 млрд, притом что годом ранее рост составил 1,187 трлн рублей.

Общеэкономический застой привел к снижению спроса на услуги оценщиков, что неизбежно повлекло за собой рост конкуренции между ними и снижение стоимости услуг. Об этом наглядно свидетельствуют данные участников рейтинга об объемах проведенных работ: по итогам прошлого года общее число отчетов увеличилось на 14,2% и составило 182 тыс. То есть объем работ рос активнее, чем доходы (напомним, что последние увеличились всего на 2%). Наиболее заметно указанные факторы отразились на самой массовой услуге — оценке недвижимого имущества, а также на оценке не самых ликвидных активов — оборудования и транспорта: в обоих случаях рейтинг зафиксировал падение почти на 4% по итогам 2013 года.

Просевший фундамент

Существенно замедление бизнеса ведущих оценочных компаний в прошлом году обусловил объем услуг по оценке недвижимого имущества. Этот сегмент является наиболее конкурентным, и от спада в экономике он пострадал сильнее прочих. По расчетам «Эксперт РА», суммарная выручка участников рейтинга от оценки недвижимости снизилась по итогам 2013 года на 3,8% (см. график 1). С учетом показателей «Ростехинвентаризации» падение оказалось еще более стремительным: –43,5%.

С одной сто

Методика рейтинга оценочных компаний

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» составляет рейтинг делового потенциала оценочных компаний по итогам каждого года. В рейтинге может участвовать любая компания, имеющая не менее двух оценщиков в штате и выручку от оценочной деятельности.

Деятельность оценочной компании оценивается по трем блокам критериев: масштаб бизнеса, качество услуг, профессиональная ответственность, которым присваиваются веса 05, 0,4 и 0,1. Для оценки масштаба бизнеса анализируется выручка от оценочной деятельности и число оценщиков (членов СРО). Для оценки качества услуг анализируется число национальных и/или международных премий/наград в области оценки; число квалификаций у оценщиков (квалификация от СРО и международная квалификация) и сертификация компании по системе менеджмента качества. Для оценки профессиональной ответственности анализируются суммы страхового покрытия ответственности оценщиков и страховки ответственности компании. Методика рейтинга одобрена комитетом по этике Национального совета по оценочной деятельности (НСОД).

Для участия нужно заполнить и отправить в адрес рейтингового агентства анкету, заверенный бланк подтверждения и дополнительную подтверждающую информацию. Подробная методика рейтинга и условия участия, а также архив рейтингов доступны на сайте http://www.raexpert.ru в разделе «Рейтинг оценочных компаний».            

В январе 2014 года государство осуществило переход к федеральной контрактной системе, призванной оптимизировать закупки органов власти.

О том, каким образом успели сказаться новые правила закупок на оценочном бизнесе и что может изменить ситуацию с демпингом на рынке оценочных услуг, рассказывают руководители ведущих оценочных компаний — участниц рейтинга.

 

Елена Токарская, генеральный директор АКГ «Деловой профиль»:

— Введение закона существенно усилило конкуренцию в госзакупках среди оценочных компаний, его введение позволяет практически любой компании принять участие в конкурсе без дискриминации. Но закон определяет лишь конкурсную процедуру и не учитывает такие факторы, как требования к участникам конкурса, квалификация поставщиков услуг, контроль качества выполненных работ, что предоставляет возможность претендовать на крупные государственные заказы даже небольшим компаниям, которые физически не могут реализовать проект в сроки и с должным качеством.

Планируемое внедрение равнодоступного, анонимного, электронного аукциона, по нашему мнению, будет иметь негативные последствия, ведь доверие к оценщику, как и к любому профессионалу-эксперту, является определяющим фактором при выборе оценочной компании, что требует персонификации участников конкурса. Поэтому практическое введение закона должно проходить с учетом специфических требований заказчиков профессиональных услуг, обеспечивая равный доступ только для компаний, способных качественно оказывать эти услуги.

 

Александр Иванов, заместитель генерального директора ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг»:

— Как показывает практика, борьба с демпингом в рамках Закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ пока не дает существенных результатов. Продолжается манипулирование ценовыми параметрами, качество услуг ряда компаний зачастую оставляет желать лучшего. Но уже можно сказать, что мы движемся в нужном направлении.

К сожалению, проблему демпинга действительно одномоментно не решить. Существует три варианта, когда компания предлагает услугу по заведомо низкой по сравнению с рынком цене:

1) она планирует заработать на чем-то другом, для чего нужно оказать именно эту услугу;

2) она планирует оказать эту услугу не в соответствии с требуемыми стандартами качества, то есть подвести своего клиента;

3) у нее действительно есть способ снизить свои издержки по сравнению со среднерыночными.

Третий вариант сегодня на рынке практически не встречается. А что касается первых двух, то ужесточение законодательства постепенно приведет к уходу с рынка нечистоплотных игроков, а повышение грамотности заказчиков и полученный печальный опыт позволят более эффективно оценивать уровень компетенций оценочных компаний и осуществлять адекватный выбор подрядчиков.

Остается также надежда, что СРО оценщиков и Национальный совет по оценочной деятельности активизируются в борьбе против некачественной и дешевой оценки. В любом случае оценочный рынок сейчас стремится к консолидации бизнеса, что обязательно скажется на качестве предоставляемых оценочных услуг и, как следствие, на их средней стоимости.

 

Управляющие партнеры АКГ «Бизнес-КРУГ» Борис Кулик и Светлана Румова:

— Новеллы законодательства в системе госзаказа весьма значительны и способны изменить весь консультационный рынок России, в том числе оценочный.

Важно отметить, что новый закон особо выделил проблемы демпинга. Если участник закупки, с которым заключается контракт, предложил цену контракта, которая ниже начальной (максимальной) цены контракта на 25 процентов и более, его размер должен в полтора раза превышать размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Таким образом, компании, которые пытались за счет «звучных» работ повысить свой статус, практически лишаются возможности демпинговать, так как теперь это «очень дорого».

Немаловажно и то, что федеральная контрактная система фактически призвана упорядочить работу компаний на рынке путем фиксирования в едином реестре добросовестных и недобросовестных поставщиков, формирования реестров нарушений контрактных условий, банковских гарантий и многого другого.

Вероятнее всего, при системной работе государства по регулированию рынка государственных закупок мы придем к коренному изменению самого рынка оценки: мелкий и средний бизнес займут свои ниши стандартных оценочных продуктов с рекомендуемыми почасовыми ставками оплаты труда оценщиков (не стоит забывать, что в США и Европе оценщики — одни из самых высокооплачиваемых специалистов), а крупные компании будут диверсифицировать свой бизнес за счет сопряженных с оценкой сфер корпоративных финансов (во многих компаниях это уже происходит). Те же компании, которые не захотят работать на рынке государственных услуг, смогут развиваться за счет частных корпоративных заказов и работы с физическими лицами, ведь потребность в определении рыночной стоимости имущества и имущественных прав растет с каждым днем вслед за развитием экономики страны.

 

Первый заместитель генерального директора Центра независимой экспертизы собственности Кирилл Кулаков:

— Введение федеральной контрактной системы пока не оказало существенного влияния на организацию закупок в области оценки. Практически все тендеры проходят по старым правилам, где главным параметром выбора является стоимость услуг.

Поменять ситуацию с демпингом позволят такие меры, как более жесткие критерии отбора по качественным и репутационным характеристикам участников тендеров, введение и размещение на сайтах всеми крупнейшими заказчиками так называемых черных списков компаний-исполнителей и оценщиков — подписантов отчетов, введение института обязательной ответственности юридических лиц — оценочных компаний.