Управляющим денег не давать

Русский бизнес
ЖКХ
«Эксперт» №29 (908) 14 июля 2014
Огромные неплатежи в ЖКХ — это скорее миф, поддерживаемый недобросовестными управляющими компаниями и ресурсниками. Просто все денежные потоки в отрасли должны быть упорядочены и прозрачны
Управляющим денег не давать

Минстрой планирует установить прозрачную систему платежей в ЖКХ и максимально устранить человеческий фактор из финансовых потоков этого сектора. Вот что рассказал «Эксперту» Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ, курирующий жилищно-коммунальный комплекс: «Сейчас мы движемся в трех направлениях. Первое: будет ужесточена ответственность за неплатежи для всех участников рынка: конечного потребителя, управляющей компании, ресурсоснабжающей организации, которая, например, покупает газ для выработки тепловой энергии. Второе: мы введем обязанность использовать специальные номинальные счета для платежа за ЖКХ. Управляющая компания не сможет оперировать своими средствами до тех пор, пока не будут перечислены деньги тем ресурсоснабжающим организациям, которые значатся в квитанции. Третье: сейчас на финальной стадии обсуждения законопроект, который вводит возможность выбора для ресурсоснабжающих организаций. Они могут собирать деньги с потребителей сами, нанять управляющую компанию или расчетно-кассовый центр».

Минстрой также планирует внедрять государственную информационную систему — ГИС ЖКХ. Здесь будут формироваться официальные платежные документы, а порядок начислений будет прозрачным. Если УК или ресурсоснабжающие организации не разместят в ГИС ЖКХ необходимую информацию, граждане смогут не оплачивать их услуги.

Наконец, практика расчетно-кассовых центров, уже действующих в некоторых муниципалитетах, будет распространена на всю страну на уровне федерального законодательства.

Анапский прецедент

По оценке Фонда содействия реформированию ЖКХ, более 40% УК страны уже находятся в дефолтном или преддефолтном состоянии. Проблема в том, что сегодня УК собирают платежи граждан и передают их ресурсникам. С учетом того что собираемость платежей просто не может быть стопроцентной (всегда есть 2–5%, которые не платят), добросовестным УК невыгодно вести бизнес, так как они должны закрывать эти неплатежи. Зато недобросовестным в условиях крайней непрозрачности финансовых потоков в ЖКХ и отсутствия четких критериев ответственности у всей цепочки участников рынка есть где разгуляться. Эксперты уже давно говорят, что с УК надо снять функцию ответственного за сбор платежей, принципиально изменив всю схему движения денег от потребителей к ресурсникам. В некоторых регионах попытались решить проблему, внедрив системы автоматизации по «единой квитанции», блокирующие недобросовестные действия управляющих компаний и платежных агентов. В качестве примера можно рассмотреть опыт Анапы, расчетно-кассовый центр которой, РКЦ «Анапа», в 2010 году разработал и ввел в эксплуатацию единую квитанцию на базе автоматизированного программно-аппаратного комплекса. Участие человека в распределении поступивших от потребителей средств при использовании такой системы сведено к минимуму. Жители оплачивают квитанцию, деньги поступают на счет и автоматически отправляются по месту назначения — поставщикам услуг. РКЦ физически не имеет возможности распоряжаться своими средствами до тех пор, п