Трагедия подземных стрелочников

Повестка дня
«Эксперт» №30 (909) 21 июля 2014
Трагедия подземных стрелочников

Катастрофа в московском метро произошла утром 15 июля на перегоне между станциями Арбатско-Покровской линии «Парк Победы» и «Славянский бульвар». Сошли с рельсов три вагона поезда. К моменту сдачи номера погибшими числились 22 человека, 128 пострадавших находились в больницах, из них пятеро — в крайне тяжелом состоянии. Теракт, проседание полотна, брак в деталях вагона, посторонний предмет на рельсах, скачок напряжения, вызвавший внезапное торможение, — жонглирование версиями пресекло Главное следственное управление СК России на следующий же день после трагедии. Очень оперативно была определена главная причина аварии: ненадлежащим образом проведенные работы, «направленные на укладку стрелочного перевода для пуска нового участка». Задержаны двое подозреваемых в нарушении требований транспортной безопасности (ч. 3 ст. 263.1 УК РФ). Это старший дорожный мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов.

Версию следствия подтверждает реконструкция событий по фотографиям и материалам экспертов. В 200 м от станции «Парк Победы» тоннель разветвляется: ведутся работы по соединению полотна со станцией «Минская» Калининско-Солнцевской линии. Здесь «врезали» стрелку, позволяющую перенаправлять состав на второй путь. В момент следования поезда механизм срабатывает неправильно. Машинист слишком поздно замечает проблему, включает экстренное торможение, но катастрофы уже не избежать, слишком велика скорость состава — 50–60 км/ч. С рельсов сходит тележка, находящаяся под «гармошкой» первого вагона. Резиновое перекрытие рвется. Первая половина вагона ударяется о перегородку, но проскакивает. А вот вторая часть разворачивается и встает поперек тоннеля. В нее по инерции вминаются следующие вагоны вместе с пассажирами.

«Стрелочный механизм был зафиксирован обычной трехмиллиметровой проволокой, обрыв которой и стал, по предварительной версии следствия, причиной аварии. Башкатов и Гордов имели непосредственное отношение к производству этих работ и контролю за их выполнением», — говорится в заявлении СК. Стремительная реакция следователей вызвала подозрение в намерении прикрыться «стрелочниками», а история про проволоку — недоумение.

На форумах работников метро нюансы путевых работ объясняют так: «Стрелку начали оборудовать еще 9–10 июля. Это трудоемкое занятие. Под такую задачу обычно закрывают движение поездов на день или на два, что в условиях столичного трафика малореализуемый вариант. Вероятно, работы растянули на длительный срок». При этом машинисты отмечали: стрелка не была освещена должным образом, не электрифицирована, не контролировалась камерами и не имела важных деталей механизма. Говорят, что по документам она вообще не существовала.

Когда стрелка не используется, она либо намертво «зашивается», либо запирается с помощью закладки — специального металлического упора, фиксируемого по инструкции безопасности навесным замком. В данном случае вместо замка была использована проволока, возможно в качестве временного вари