Реформа ЖКХ идет. Ее темпы не ускорить, если ставить задачу только «поскрипеть» на бумаге или в интернете, назначив «пассивными стрелочниками» практически всех, кто проводит огромную работу, ежедневно занимаясь решением проблем отрасли
Реформу скрипом не ускоришь

Эта статья — ответ на материалы «Пока крыша не рухнет» («Эксперт» № 29 от 14 июля 2014 года) и «Прямой дорогой в тень» («Эксперт» № 30 от 21 июля 2014 года).

Проблемы жилищно-комму­нальной сферы являются наиболее острыми: как показывают соцопросы, тема ЖКХ беспокоит большинство населения страны. Поэтому отрадно отметить, что с недавних пор и медиахолдинг «Эксперт» стал предпринимать попытки разобраться в этих непростых проблемах.

Одна из таких попыток просматривается в публикации журнала «Пока крыша не рухнет» (№ 29 от 14 июля 2014 года). Автор статьи Евгений Огородников взял за основу мониторинг расселения ветхого и аварийного жилья в стране, проведенный Общероссийским народным фронтом «За Россию» (ОНФ) и очень верно отметил, что «программа заработала, но со скрипом». Масштабы подлежащего расселению жилья огромны, а бюджетные возможности ограниченны. Строительные организации зачастую «гнут» непомерные цены и в то же время норовят схалтурить. Встречаются нечистые на руку руководители управляющих компаний. Региональным и муниципальным чиновникам не всегда достает компетенции, чтобы оформить в соответствии с требованиями закона документацию для получения финансовой помощи из государственного бюджета.

Я уже неоднократно публично отмечал: чтобы обеспечить новыми квартирами по программе расселения до 2018 года всех россиян, проживающих в аварийных домах, нужно из бюджета страны единовременно выделить не менее 1,7 трлн рублей. К сожалению, таких средств в бюджете нет. А проблем набралось, как говорится, выше крыши. Ведь не один день они копились — жилищный вопрос в стране системно решался единственный раз, когда в хрущевские времена народу предоставили более или менее сносное жилье, которое теперь, многие годы спустя, надо сносить. А так — латали дыры, выделяли какие-то деньги. Теперь самое время разобраться, где и по какой причине «скрипит», а не дожидаться, пока крыша рухнет. Хотя понятно, что такой исход дела для броского заголовка больше подходит, чем нудное разбирательство, поиск ответов, аргументация и сравнительный анализ. Куда проще сделать выводы с обвинительным уклоном, назначив «пассивными стрелочниками» практически всех, кто проводит огромную работу, ежедневно занимаясь решением этих проблем: «В целом же складывается картина, что в расселении аварийного жилья как в таковом не заинтересован никто из задействованных ведомств — ни местные и региональные власти, ни Фонд ЖКХ, ни Минстрой».

При этом, отмечает автор статьи, «пассивным звеном в цепочке выступает, как ни странно, Фонд ЖКХ. Сегодня у фонда нет мотивации выделять деньги. На его счетах находится более 49 млрд рублей, которые, вообще-то, должны были пойти на программу расселения. На эти средства можно было бы обеспечить новым жильем до 100 тыс. очередников. Но средства размещаются на депозитах. За счет таких инвестиций фонд с 2008 года заработал 33 млрд рублей».

Да и другие «грехи» Фонду ЖКХ в публикации вменили один другого страшнее: качество строительства не контролирует, чиновников о

ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Фонд ЖКХ) был создан в 2007 году. Главная его цель — поддержка субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в проведении капитального ремонта многоквартирных домов и переселении граждан из аварийного жилья. С 2013 года средства фонда направляются также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

С 2008 года по программам переселения граждан из аварийного жилья Фондом ЖКХ было выделено 168,3 млрд рублей (с учетом софинансирования субъектов — 285,54 млрд рублей). Благодаря этому было переселено 378,4 тыс. человек, проживавших в аварийном жилом фонде площадью 5,5 млн кв. м.

По программам капитального ремонта многоквартирных домов с 2008 года была предоставлена финансовая поддержка 82 субъектам на общую сумму 221,4 млрд рублей (с учетом софинансирования субъектов и собственников жилых помещений  — 319,96 млрд рублей). Эта программа позволила отремонтировать почти 142 тыс. домов общей площадью 427,02 млн кв. м и улучшить условия проживания 18,4 млн россиян.

Помимо финансирования проектов в области ЖКХ фонд также оказывает активную информационную поддержку реформированию жилищно-коммунальной сферы.

В начале этого года наблюдательный совет госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» возглавил Сергей Степашин.