Укол адреналина

Несмотря на очевидные трудности, с которыми столкнется российский бизнес после введения продовольственных санкций, предприниматели считают принятое решение правильным и рассчитывают на то, что инструмент политического давления трансформируется в долгосрочную стратегию защиты и развития российского агропрома

Коллаж Кирилла Рубцова; Фото ИТАР-ТАСС и РИА Новости

«Наконец-то петух клюнул, и мы начали принимать правильные для страны решения! Конечно, мы пострадаем от этих санкций, конечно, возможен рост цен на продовольствие, но огромное количество людей в стране будет считать эти потери естественными, поскольку в текущей политической ситуации важнее не устрицы и фуа-гра, а наша политическая и экономическая самостоятельность», — эта реплика московского ресторатора Андрея Деллоса характеризует общий настрой предпринимателей, с которыми мы обсуждали последствия введенного Россией запрета на импорт продовольствия из западных стран. В ближайшее время отечественному продовольственному рынку предстоит серьезная перестройка, которая, как любое потрясение, не пройдет безболезненно. И относиться к этому нужно спокойно.

Первые признаки турбулентности стали проявляться сразу. Так, много где потребители начали выметать из магазинов не только «Виолу» и итальянские макароны, но и традиционные российские продукты. Впрочем, так происходит всегда и в любых странах при первых намеках на продовольственную нестабильность.

Не менее нервная ситуация сегодня складывается в деловой среде, имеющей отношение к продовольствию. Неопределенность ситуации и очевидные потери импортеров от эмбарго спровоцировали спекуляции и рост цен в оптовом звене. «Поскольку возникла неопределенность, на рынке начался ажиотаж, паника, спекуляции, — говорит президент компании “КорпусГрупп”, крупнейшего российского оператора на рынке корпоративного питания, Олег Лобанов. — Начались срочные закупки продуктов, рынок стал разогреваться. Некоторые наши подрядчики сразу подняли цены на 5–10 процентов, некоторые остановили отгрузки и просто хранят товар в ожидании определенности или роста цен. Кроме того, стали требовать предоплату, чего на рынке давно не было — всегда была отсрочка платежа, от двух до четырех недель».

Власти пытаются мониторить и контролировать удорожание, однако в условиях рынка сделать это будет чрезвычайно сложно. Производители, импортеры, розница, как обычно в таких ситуациях, уже начинают обвинять друг друга в повышении цен, но найти «виноватого» невозможно. Впрочем, специалисты считают, что нестабильность продлится не более двух месяцев, и ни к каким сколько-нибудь серьезным последствиям — долгосрочному дефициту каких-то продуктов или значительному росту цен — она не приведет.

«У профессионалов, давно работающих с продуктами питания, градус истерики намного ниже, чем у рядового потребителя, потому что они хорошо осведомлены о том, сколько есть на рынке замещений того или иного продукта. Мы постоянно ведем поиск нового — например, все уже устали от австралийского мяса, и мы ищем новый продукт в Азии, на Востоке, в Латинской Америке, толкаем на поиск поставщиков. И если раньше мы это делали с некоторой ленцой, то теперь все резко активизировались. К тому же европейский продукт деградирует в качестве, по понятным причинам: продуктовая область постоянно требует серьезных инвестиций, а Европа пять лет живет в режиме постоянной экономии в пл

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (911) 18 августа 2014
    Конфронтация с Западом
    Содержание:
    Тупая бешеная империя

    Американская внешняя политика окончательно деградировала от глобального видения до бессистемной рефлексии. Это видно по всему миру — на Ближнем Востоке, в Европе, в Восточной Азии

    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама