Вкладыши под американским контролем

Русский бизнес / Автопром Несмотря на санкции, американская компания Icahn Enterprises приобрела крупного российского производителя автокомпонентов — Димитровградский завод вкладышей. Инвестор планирует полностью модернизировать устаревшее российское предприятие

Димитровградский завод вкладышей (ДЗВ) — наследие советской автомобильной промышленности. Созданный в 1975 году в Ульяновской области как важный элемент, как стали позже говорить, двигателестроительного кластера, до 1999 года он был одним из производств Димитровградского автоагрегатного завода (ОАО ДААЗ).

Предприятие изначально было нацелено на выпуск так называемых подшипников скольжения — вкладышей, втулок, полуколец, которые использовались в производстве двигателей. До сих пор завод играет заметную роль в российском автопроме, его продукция поставляется на конвейеры КамАЗа, АвтоВАЗа, на Ярославский моторный завод и на другие предприятия. Но основная часть продукции — около 75% — идет на вторичный рынок запчастей. В последнее время ДЗВ показывал неплохие результаты: по данным «СПАРК-Интерфакса», в 2013 году выручка здесь выросла на 5%, до 659,1 млн рублей, а чистая прибыль — в 1,6 раза, до 137,3 млн рублей.

Купили по-тихому

Димитровградское предприятие купила американская корпорация известного инвестора Карла Айкана (состояние более 20 млрд долларов) Icahn Enterprises, а точнее, ее дочерняя структура, специализирующаяся на выпуске автомобильных компонентов, — Federal-Mogul. Компания — крупный мировой производитель автокомпонентов с ежегодным доходом около 7 млрд долларов. В России у структуры уже есть совместное предприятия с КамАЗом — «Федерал-могул Набережные Челны», которое выпускает детали двигателей для крупнейшего российского производителя грузовиков.

Американцы купили ДЗВ за 29 млн долларов. Известно, что переговоры о приобретении российского предприятия велись с осени прошлого года — то есть еще до украинского кризиса и до резкого обострения отношений России с США. Сама же сделка была заключена в первом квартале текущего года, и в начале лета ЗАО «Димитровградский завод вкладышей» уже было преобразовано в ООО «Федерал-могул Димитровград».

Новость о приобретении значимого игрока рынка автокомпонентов американцами вызвала неоднозначную реакцию. Градус недоверия в отношении американского капитала сейчас высок как никогда, к тому же американский миллиардер поглощает значимого производителя деталей для автомобильных двигателей. И если что-то с этим заводом случится, может пострадать конвейер ведущих отечественных автомобильных предприятий.

Впрочем, столь отдаленные перспективы для участников рынка сегодня неактуальны. Димитровградский завод вкладышей трудно назвать высокотехнологичным современным предприятием — оборудование, а также производственные процессы на нем изрядно устарели. Этим как раз и объясняется то, что 75% продукции идет на вторичный рынок запчастей для обслуживания еще широко распространенных в автопарке старых отечественных автомобильных двигателей.

«Российские технологии в области производства поршневой группы, конструкции цилиндров, да и в целом в области выпуска автомобильных двигателей серьезно устарели. Сможем ли мы догнать в этом Запад — большой вопрос, поэтому самый рациональный путь — привлекать ведущие мировые компа

Рынок автокомплектующих в РФ динамично растет