Аллергия на русское

Русский бизнес / Жизнь в условиях санкций Компания «Натура Сиберика», экспортирующая свою продукцию в европейские страны, последнее время сталкивается с политически мотивированными отказами от сотрудничества

У производителя натуральной косметики «Натура Сиберика», два с половиной года поставляющей продукцию в Европу, уже шесть месяцев падают тамошние продажи. До февраля 2014 года поставки в европейские страны непрерывно росли. Более того, темпы роста позволяли прогнозировать удвоение выручки на текущий год. Слом тренда произошел одновременно с государственным переворотом на Украине и стремительным развитием пророссийского движения в Крыму. После крымского референдума, состоявшегося 16 марта, отрицательная динамика продаж закрепилась. Если до конца года ничего не изменится, российский косметический бренд недосчитается более половины запланированного дохода (см. график), то есть нескольких миллионов евро.

Протокол, составленный на коленке

Первыми включились в геополитические игры продавцы косметики в странах бывшего советского блока. «Восточная Европа, и особенно Чехия, сразу встала на дыбы: русское нам не предлагайте», — рассказывает Алисия Зеленькова, бренд-менеджер «Натуры Сиберики». По ее словам, инициатива шла от розницы, дистрибуторы же условно разбились на два лагеря: бизнесмены из коренных жителей, как правило, были заодно с розничными сетями, а выходцы из России пытались сдерживать антирусский угар магазинов и косметических салонов. Тем временем протестные настроения перекинулись на другие страны. И следующий обвал продаж произошел в мае, когда орган потребнадзора Финляндии Tukes обнародовал на весь Евросоюз информацию о якобы ненадлежащем качестве продукции российского косметического бренда.

Еще в начале весны финский дистрибутор «Натуры Сиберики» сообщил компании, что ее косметика вызвала у одной из покупательниц сильную аллергию, зафиксированную «на ужасных фотографиях». По результатам тестирования использованных продуктов выяснилось, что в них содержание консерванта метилизотиазолинона якобы превышено в десятки раз по сравнению с допустимым. Однако новость содержала ряд нестыковок.

Во-первых, в состав кремов «Натуры Сиберики», о которых шла речь, указанный консервант не входит. Но даже если бы входил, почему тестирование касалось только одного компонента? Во-вторых, документ о медицинском освидетельствовании покупательницы, у которой возникли проблемы со здоровьем, представлен не был. В-третьих, протокол о результатах тестирования не отвечал элементарным процедурным требованиям, а акта отбора образцов не было вовсе — это подтвердил ICEA, орган сертификации натуральной косметики в Италии, где российская компания регулярно проходит аудит. В ICEA также отметили, что крем с якобы повышенным уровнем содержания метилизотиазолинона — это химический казус, такой продукт невозможно произвести. Наконец, выяснилось, что организация, подписавшая протокол, Finnish Institute of Occupational Health Chemistry Laboratory, не имеет аккредитации на исследование косметических средств, а указанное тестирование провела в частном порядке. При этом попытку «Натуры Сиберики» заказать тест в надлежащей структуре финская сторона фактически сорвала: в качестве образц

Продажи "Натуры Сиберики" в Европе начали падать одновременно с государственным переворотом на Украине