Дефицит политических деликатесов

Политика / Выборы «Русская весна» лишила интриги региональные выборы. Реальная конкуренция зафиксирована лишь на этапе выдвижения кандидатов
Фото: ИТАР-ТАСС

Выборы 14 сентября 2014 года — как продуктовые полки под санкциями: вроде все свое, патриотичное, родное, а организм предательски требует конкурентного, заморского, баклажанного… Но нет: ассортимент подобран и сертифицирован, редкий деликатес пробивается сквозь санитарные фильтры, а производители не рискуют вносить разнообразие в товарную номенклатуру. Зачем будоражить потребителя, если спрос в отсутствие конкуренции и без того обеспечен?

Украинский фон не только серьезно преобразил продовольственную корзину, но и засушил летнюю избирательную кампанию. «Крымский консенсус» — патриотическая консолидация общества вокруг политики федерального центра — неизбежно льет электоральную воду на мельницу фаворитов губернаторской гонки, сплошь представителей «Единой России», каждый второй — врио главы региона.

Владимир Путин бескорыстно делится своей популярностью с каждым субъектом российской политики. С начала года президентский рейтинг вырос с 59 до 86%, рейтинг «Единой России» — с 40 до 57%, степень одобрения деятельности Государственной думы — невероятный показатель — с привычных 34 до 49%! То есть «крымский бонус президента» лояльным силам составляет примерно 15–20 процентных пунктов.

Таким образом, арифметика сентябрьских выборов для губернаторов начинается с весомого задела, и нужны минимальные усилия, чтобы преодолеть планку в 50% голосов («толстые» накрутки в 80–90%, столь привычные в нулевые, нынче считаются моветоном). Очевидно, недоберут свои голоса оппозиционеры — пример институционального краха соседнего государства пока на глазах и работает лучше любой пропаганды.

В результате уже сегодня можно уверенно назвать всех победителей губернаторской гонки. Интрига заложена лишь в вероятности второго тура для нескольких регионов: Кировской, Астраханской и Мурманской областей, Красноярского края и Республики Алтай.

Лишь на первый взгляд такой расклад соответствует интересам администрации президента. Коррекция естественной политической среды мешает реальному анализу ситуации и тормозит ход реформы от 2012 года, целью которой, напомним, было повышение конкурентности и легитимности выборов, а также обкатка новых механизмов вроде муниципального фильтра и переноса ежегодного избирательного процесса на летний период.

Кроме того, главы регионов, держа нос по ветру, устроили парад досрочных отставок с целью перевыборов. Лишь у 13 политиков к сентябрю 2014 года истекали полномочия, другие 17 испросили разрешения президента баллотироваться на новый срок. Впрочем, тут намерения центра и губернаторов совпали: сыграло желание минимизировать политические риски в преддверии думских выборов 2016 года и на фоне непростой экономической ситуации в стране.

В итоге 14 сентября россиянам предстоит избрать 30 глав регионов, еще три кандидатуры — в Кабардино-Балкарии, Крыму и Севастополе — представит Владимир Путин на утверждение местным парламентам. Помимо этого выберут 14 региональных заксобраний, 21 городскую думу, включая московскую, а всего пройдет 7000 избирательных ка

Уровень политической конкуренции на губернаторских выборах в субъектах РФ в 2014 году
Одобрение деятельности государственных институтов и электоральный рейтинг "Единой России"