ФАС заставит бизнес раскрыть коммерческую тайну

Повестка дня
Фото: ИТАР-ТАСС

Спустя почти три года после первых попыток Федеральной антимонопольной службы (ФАС) внести поправки в закон «О защите конкуренции» правительство наконец одобрило инициированный ведомством законопроект, который вскоре должен поступить в Госдуму.
Четвертый антимонопольный пакет (4-й АМП) имеет все шансы на то, чтобы войти в новейшую историю госуправления по многим причинам. Трудно вспомнить, чтобы какой-либо масштабный законопроект получил столько отрицательных заключений от других органов власти. Правительство несколько раз заворачивало 4-й АМП на доработку, поскольку в разное время против него неоднократно резко высказывались министерства и ведомства; документ получил отрицательный отзыв Государственно-правового управления президента РФ, президентского Совета по кодификации (проверка на соответствие основным законам). И власть, и бизнес, и научное экспертное сообщество, как никогда ранее, объединили свои усилия и хотя с большим трудом, но добились, чтобы законопроект обрел более или менее приемлемый вид. А точнее, чтобы несколько десятков страниц превратились в компактный документ, где большинство положений будет действительно направлено на снижение административных барьеров и повышение конкуренции.
Так, удалось отменить пресловутый реестр монополистов, который, по смыслу закона, призван был упростить влияние ФАС на зарвавшихся монополистов или тех, кто доминирует своим положением. На деле же в реестре по большей части оказались малые предприятия, которые по факту изначально занимали большую «долю рынка». Их могли автоматически штрафовать за малейший промах, даже не проводя анализа рынка. За время борьбы с реестром монополистов появилось немало анекдотов из жизни, которые накрепко приклеились к имиджу ФАС. Например, штраф для двух вступивших между собой в картельный сговор индивидуальных предпринимателей, которые признаны монополистами на рынке резиновых батутов. Монополистами они оказались в пределах товарного рынка Парка культуры, а поскольку у обоих попрыгать на батуте стоило 50 рублей — значит, они вступили в картельный сговор. Обязать ФАС анализировать рынок в каждом случае — это маленькая победа малого бизнеса.
Но больше всего деловые круги и экспертов волновало намерение ФАС подвести под антимонопольное регулирование объекты интеллектуальной собственности. Против этой поправки, собственно, и возражало Государственно-правовое управление, и именно на ней до последнего настаивала ФАС. Дело в том, что любой производитель принципиально новой вещи по факту является монополистом, поэтому Гражданский кодекс не напрасно вывел все инновации из-под действия антимонопольного закона. Вложения в разработки и испытания требуют окупаемости за счет права на монопольно высокую цену, об этом давали отдельные заключения многие эксперты. Теперь изобретатель может спокойно искать спонсора для производства своего детища: вкладывать в него деньги не побоятся, поскольку «интеллектуальную» поправку ФАС зарубили в самый последний момент, перед рассмотрением законопроек