Дорогие «печеньки» для всей страны

Новый бизнес — На что делаете ставку? — На повышение требовательности потребителей к вкусу, качеству, рост спроса на натуральные продукты.

«В России бизнес, связанный с едой, имеет очень важное преимущество: в нем до сих пор низкая конкуренция. Хотя в последние два года появляется все больше людей, готовых рискнуть попробовать себя в этом деле, но хороших продуктов мало. При этом много молодых предпринимателей сходит с дистанции, потому что не готовы заниматься деталями. У кого-то совершенно другой порог страха, у кого-то немножко другое трудолюбие. Мне часто звонят и пишут: “Помогите, хочу открыть свой бизнес, как это сделать?” И начинают задавать какие-то очень детальные вопросы: “А где вы берете муку?” Я отвечаю: “Ребята, есть интернет — садись и выбирай. Мука, соль, масло — штудируешь, находишь, пробуешь и так далее”. Но никто не хочет заниматься деталями», — Александра Шафорост, основатель бренда «Marc 100% натурально», названного так в честь ее маленького сына, вполне может давать квалифицированные советы.

Всего за три года ей удалось вырастить свой бизнес от масштаба собственной плиты, где она пекла печенье ребенку и его друзьям, до кондитерского цеха и магазинных полок. Коробочки с продукцией Шафорост (печенье, гранола, леденцы, батончики, приготовленные без консервантов) стоят на полках премиальных супермаркетов и кофеен рядом с импортными товарами, и только надпись на упаковке выдает происхождение: «Сделано в России». В 2013-м оборот бизнеса Александры составил 14 млн рублей. В этом году, если исходить из динамики продаж, выйдет уже миллионов тридцать.

Впрочем, это не сказка о домохозяйке, которая в итоге стала продавать широкой аудитории печенье, выпекаемое по собственному рецепту. В такой роли Шафорост никогда не была. За ее плечами MBA в знаменитой школе бизнеса INSEAD, работа в консалтинговых компаниях, годы сверок финансовых планов, решения кейсов и выстраивания стратегий, а также смена места жительства от Крыма до США, Парижа, Сингапура, Лондона, Рима, после чего она в 2010-м осела в сыном в Москве.

Конечно, маленький бизнес не корпорация с многомилиардными оборотами. Для топ-менеджера это другой мир и уж точно иной порядок цифр. При этом обеими составляющими своего бизнеса Александра занимается сама. То есть на ней и непосредственное создание технологии, рецепта, смешение вкусов методом проб, ошибок и случайностей, и параллельная работа с финансовыми моделями, дотошным анализом контрактов, бухгалтерией, логистикой и т. д. Сторонних инвесторов у Шафорост нет. Это дает как свободу, так и умение ценить деньги: «Когда делаешь бизнес на свои средства, ты понимаешь, что копейка, потерянная здесь, — это та копейка, которая не пошла на покупку очередного Lego ребенку или занятия верховой ездой. И у тебя иное отношение к ошибкам», — объясняет предприниматель. Кстати, это интересная тенденция: стоит топ-менеджеру на несколько месяцев вырваться из корпоративной матрицы, как на свет рождаются весьма интересные проекты — правда, преимущественно в пищевом сегменте.

 

Марк и его друзья

«У меня было три года относительного безделья, когда родился ребенок. Во всяком случае голова бы