«Уралхим» швартуется в Вентспилсе

Русский бизнес

Компания «Уралхим» расширяет логистический бизнес. Недавно она завершила сделку по приобретению терминала для перевалки аммиака в латвийском порту Вентспилс. Портовая инфраструктура включает в себя мощности по хранению жидкого химиката. Дочерняя структура «Уралхима» Uralchem Freight Limited купила 55-процентную долю в компании Ventamonjaks, остальные 45% ее акционерного капитала приобрел латвийский партнер российских химиков. Общая стоимость сделки, которая уже одобрена латвийскими регулирующими органами, — 55 млн евро.

У «Уралхима» сильные позиции в Латвии: у него здесь собственное торговое подразделение, в прошлом году компания достроила и запустила терминал сыпучих грузов в порту Риги. У нового актива два очевидных плюса: строительство аналогичного терминала с нуля обошлось бы «Уралхиму» вдвое-втрое дороже; кроме того, порт в Вентспилсе зимой обычно не замерзает, что дает терминалу определенные преимущества перед более северными площадками в Эстонии и России.

Смысл приобретения — обеспечение безопасности логистической цепочки, своевременности и стабильности поставок. В настоящее время аммиак является ключевой товарной продукцией «Уралхима» и поставляется преимущественно в страны Западной и Северной Европы. В отличие от других российских компаний «Уралхим» не может отгружать полуфабрикат через черноморские порты: производственные активы компании расположены в северных регионах России, и железнодорожная доставка в южном направлении слишком затратна.

Сейчас аммиак отправляется по железной дороге в соседнюю Финляндию, а также через эстонский порт Силламяэ, контролируемый еще одной российской агрохимической компанией «Акрон». Вероятно, именно с этого маршрута часть грузов будет переброшена в латвийский порт. По словам гендиректора «Уралхима» Дмитрия Коняева, перевалка через портовые мощности Ventamonjaks в ближайшие годы возрастет приблизительно вдвое — с 330 тыс. до 600–700 тыс. тонн (проектная мощность терминала — 1 млн тонн). При этом доля «Уралхима» в грузопотоке, составляющая около 40%, останется неизменной, то есть компания рассчитывает на приток грузов других российских отправителей.

Отраслевые аналитические агентства дружно прогнозируют значительное снижение цен на аммиак по мере запуска новых проектов в Северной Америке, использующих сланцевый газ (см. график). Кроме того, существует риск утраты отечественными поставщиками конкурентоспособности из-за постоянного роста внутренних тарифов на газ, который формирует 70–80% в себестоимости аммиака. В связи с этим Коняев отметил в беседе с «Экспертом», что перспективы развития аммиачных производств в Северной Америке переоценены. Вместе с тем в России запланировано и уже ведется строительство нескольких новых цехов по выпуску аммиака на экспорт. Большинство из них будет создано недалеко от Латвии — на заводах «Акрона», «Еврохима» и «Фосагро». Первым двум указанным структурам удобнее работать через эстонский Силламяэ, но из-за условий загрузки или ледовой обстановки они будут периодически использ

Ведущие отраслевые агентства прогнозируют существенное снижение цен на аммиак