В пещеру за деньгами

Тема недели
Москва, 29.09.2014
Успешное IPO крупнейшего китайского онлайн-торговца на Нью-Йоркской фондовой бирже — показатель того, насколько Китай и США сегодня вырвались вперед в мировой интернет-гонке

Иллюстрация: Yahoo! Finance

Первичное размещение акций китайского гиганта интернет-торговли Alibaba оказалось чрезвычайно успешным. Компании удалось привлечь с рынка рекордные 25 млрд долларов примерно за 13% акций, и уже в первый день торгов ее капитализация превысила 230 млрд долларов. По показателям размещения Alibaba превзошла предыдущего лидера высокотехнологических IPO — компанию Facebook, которая в мае 2012 года привлекла чуть более 16 млрд долларов, что обеспечило компании капитализацию более 100 млрд долларов.

В связи со столь успешным размещением скептики заговорили о том, как бы с Alibaba не повторилась та же история, что и с Facebook и Twitter, чьи акции вскоре после очень успешного IPO начали падать, не принеся инвесторам ничего, кроме убытков. Однако Alibaba — принципиально иной случай. В отличие от соцсетей, которые традиционно испытывают проблемы с монетизацией своих клиентских сервисов, Alibaba работает в сфере электронной торговли, поэтому ее бизнес гораздо устойчивее.

«Интерес инвесторов к Alibaba объясняется тем, что рынок интернет-торговли Китая огромен. В КНР сегодня 630 миллионов человек пользуются интернетом, а к концу следующего года их может стать 850 миллионов. Из нынешних пользователей интернета около 280 миллионов человек — покупатели Alibaba. Китайский рынок интернет-торговли только в этом году вырастет примерно на 60 процентов, до 300 миллиардов долларов, — рассказал “Эксперту” Густаво Галиндо из инвестфонда Russell Investments. — Нужно понимать, что в отличие от рынков США или Европы он будет продолжать очень быстро расти, и это открывает огромные возможности для заработков таких компаний, как Alibaba. Это отличает ситуацию с IPO Alibaba от первичного размещения Facebook, который, будучи американской компанией, зарабатывает деньги в основном на рынках США и Европы, где темпы роста значительно ниже».

 

На китайской волне

У нынешнего успеха Alibaba две причины. Первая — тот самый динамичный рост китайского рынка интернет-торговли. Согласно опросу, проведенному GroupM в июне 2014 года, в Китае 71% интернет-покупателей предпочитают делать покупки именно в Сети, а не в обычных магазинах. Это повлияет на будущее ритейла в КНР: сегодня на интернет-торговлю там приходится всего 6% розницы, но эта доля неизбежно вырастет. Для сравнения: в Британии доля онлайн-продаж в торговле приблизилась к 20%. Конечно, Британия по этому показателю лидер, Китай нескоро выйдет на такой уровень, однако целый ряд особенностей указывает, что и слишком уж отставать китайцы долго не будут.

Интернет-покупатели в Китае отличаются от таковых в Европе, России или Северной Америке тем, что самыми популярными товарами для интернет-покупок там являются одежда, обувь и аксессуары. Согласно опросу China Internet Network Information Center (CNNIC), 76% интернет-покупателей приобретали одежду. Популярны также товары для дома и потребительская электроника (их приобретало более половины опрошенных китайских интернет-покупателей).

Результаты исследования консалтинговой компании McKinse

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (917) 29 сентября 2014
    Что стоит за рекордным IPO Alibaba?
    Содержание:
    В пещеру за деньгами

    Успешное IPO крупнейшего китайского онлайн-торговца на Нью-Йоркской фондовой бирже — показатель того, насколько Китай и США сегодня вырвались вперед в мировой интернет-гонке

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама