Уловки государственной бухгалтерии

Экономика и финансы / Бюджет Проект федерального бюджета не содержит внятных инструментов для противодействия стагнационным рискам, зато ловко обходит бюджетное правило
Иллюстрация: Игорь Шапошников

Самая приятная новость, связанная с проектом бюджета на предстоящую трехлетку, внесенным кабинетом министров в Думу, заключается в том, что правительство решило не вводить налог с продаж. Как сообщил министр финансов Антон Силуанов, этот налог рассматривался как способ решения бюджетных проблем крупных мегаполисов, где, собственно, и сконцентрирована основная масса розничных продаж, однако решено пойти другим путем: в бюджете на 2015 год дополнительно выделено 32 млрд и 18 млрд рублей для решения транспортных проблем Москвы и Московской области соответственно.

Однако есть и новость неприятная: отменен порог для обложения зарплат отчислениями на медицинское страхование. Сейчас с зарплаты меньше 624 тыс. рублей в год в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) уходит 5,1%, а сумма выше порога взносами не облагается. Теперь выплаты в этот фонд будут взиматься с любой суммы, а значит, любые мало-мальски высокооплачиваемые специалисты (порог был не бог весть какой — 52 тыс. в месяц при средней по стране зарплате в августе 31 тыс. с хвостиком) станут обходиться своим работодателям дороже.

Мораторий на передачу накопительной пенсии в управление УК, как и было объявлено ранее, сохранен, общая экономия бюджета на трансферте на покрытие связанного с этим дефицита ПФР (и создание там профицита) составит 309,2 млрд рублей. Однако предложение Минфина не платить выходящим на пенсию фиксированную часть базовой пенсии правительство не поддержало.

Этот пенсионный маневр — одноразовый ресурс. В будущем году еще раз сократить пенсионный трансферт относительно нынешнего уже не получится. В итоге правительство вынуждено сокращать «дискреционные» расходы — на науку, инфраструктуру, инновации, и это явно не лучшее решение в стагнирующей и готовой вот-вот свалиться в рецессию российской экономике.

 

Бюджетникам больше не наливать

Макроэкономическая подложка бюджета представляет собой базовый сценарий обновленного прогноза социально-экономического развития МЭР и выглядит очень уж прекраснодушно: он предусматривает постепенное ускорение роста ВВП до 2% в 2015 году и свыше 3% в 2017-м. При этом никаких системных мер, направленных на преодоление стагнационных рисков, бюджет не предусматривает.

В реальном выражении в 2015 году (с учетом заложенного в расчеты бюджета дефлятора ВВП 7,1%) сокращаются все статьи бюджетных расходов, кроме военных и расходов на национальную экономику, куда вошли расходы на сооружение инфраструктуры, связывающей РФ с Крымом. Военные расходы за 2013–2015 годы реально вырастут на 35,2%, опережая прогнозируемый Минэкономразвития рост ВВП в 12,6 раза. А вот социальные расходы, включая здравоохранение и образование, за тот же период реально сокращаются на 20,1%.

Это означает существенное изменение приоритетов бюджетной политики, ведь до недавнего времени, особенно в 2009–2010 годах, именно социальные расходы наращивались в первую очередь. Однако уже в прошлом году Минфин начал перебрасывать финансирование социальных мандатов на региональные б

Проект предусматривает неуклонные сокращение масштабов перераспреде-ления доходов экономики через бюджет при охранении стабильного не-большого дефицита
Согласно проекту бюджета, предполагается стабилизация абсолютного раз-мера бюджетных фондов, однако по отношению к ВВП их размер за три года уменьшится
Лидеры и аутсайдеры по федерального финансированию в 2014 году