Вагонные страсти

Русский бизнес
«Эксперт» №44 (921) 27 октября 2014

Идея кардинального омоложения вагонного парка на железных дорогах России продолжает будоражить умы высокопоставленных путейцев.

Начальник управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры РЖД Алексей Сакеев выступил с предложением утилизировать вагоны с истекшим сроком службы. По его словам, на сети РЖД в настоящий момент находится 112 тыс. грузовых вагонов, нуждающихся в ремонте, 70 тыс. из них необходимо продление сроков эксплуатации. К концу этого года число таких вагонов достигнет 100 тыс. единиц. Вагоны простаивают, занимают уже 840 километров путей, что вызывает снижение пропускной способности инфраструктуры и увеличение сроков доставки грузов. Ситуация, как полагает г-н Сакеев, может разрешиться, если собственники направят свой устаревший парк на слом.

На старые вагоны ополчился и Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). Согласно разработанному им проекту техусловий, срок службы вагона возрастом 27 лет можно продлевать на пять лет, возрастом 22 года — на 11 лет. При этом расходы на продление срока служба одного вагона составят 750–850 тыс. рублей против сегодняшних 450 тыс. и при стоимости покупки нового вагона 1,9–2,3 млн руб. Операторы железнодорожных перевозок уже назвали эти предложения запретительными.

Напомним, что в 2000-е годы рост экономики и либерализация рынка железнодорожных перевозок привели к взрывному росту вагонного парка (см. график). На начало этого года парк вагонов на сети РЖД оценивается на уровне 1,2 млн единиц, что близко к технологическому пределу возможностей железнодорожной инфраструктуры страны. Существует мнение, что такого количества вагонов стране не нужно, они мешают нормальному функционированию железных дорог. В прошлом году глава РЖД Владимир Якунин оценил число лишних вагонов в 250–300 тыс. единиц.

И действительно, по данным РЖД, среднее время оборота вагона выросло с 7,5 суток в 2009 году до 16,9 суток в 2013-м, средняя участковая скорость грузового поезда за то же время упала с 41,6 до 36,8 км/час, а доля доставленных в срок грузов уменьшилась с 90,5 до 77,5%.

Кроме того, избыток вагонов создает трудности производителям железнодорожной техники, лишая их спроса на продукцию.

Надо отметить, что этот избыток образовался из-за того, что старые вагоны оставались на линиях, не списывались, но получали продление срока эксплуатации. И число таких вагонов оценивается как раз в те самые 250–300 тыс. единиц. Главным образом это старый советский парк, ныне оказавшийся под управлением Первой грузовой компании, принадлежащей Владимиру Лисину, и государственной (подконтрольной РЖД) Федеральной грузовой компании. Поэтому для решения проблемы 2 августа этого года был принят новый технический регламент Таможенного союза, призванный затруднить продление сроков железнодорожных вагонов (см. «Избавиться от профицита», «Эксперт», № 34).

Однако нормативных актов о процедуре внедрения нового техрегламента до сих пор нет, условия сертификации так и не приняты. Так что