Падение с пьедестала

Международный бизнес
Москва, 03.11.2014
«Эксперт» №45 (922)
Компания Tesco, некогда лидер среди супермаркетов Британии, столкнулась со снижением доли рынка и доходов, не сумев адаптироваться к более сложной конкурентной среде

Фото: В© Daniel Leal-Olivas/I-Images/Zuma Wire/Tass

Британское Бюро по расследованию случаев серьезного мошенничества (SFO) начало уголовное дело по поводу бухгалтерских нестыковок в крупнейшей британской сети супермаркетов Tesco. В конце октября компания объявила, что ее прибыль за первую половину года оказалась завышена на 457 млн долларов, а не на 403 млн, как было объявлено в сентябре. Это означает, что за первое полугодие прибыль Tesco составила 1,26 млрд долларов — на 47% меньше, чем за тот же период в предыдущем году.

Новости о бухгалтерских нестыковках обвалили котировки акций компании — за последний год ее капитализация упала уже на 50%. В середине октября инвестиционная компания миллиардера Уоррена Баффета Berkshire Hathaway продала четверть принадлежавших ей акций Tesco. В интервью CNBC Баффет заявил, что инвестиции в Tesco оказались «огромной ошибкой».

После начавшегося скандала об отставке заявил председатель совета директоров компании сэр Ричард Броудбент. Многие в отрасли ожидали, что президент Tesco Дэйв Льюис объявит о новой стратегии, чтобы вернуть сети супермаркетов жизнеспособность, но были разочарованы. «Я расскажу о новой стратегии потребителям прежде, чем я расскажу о ней самому себе», — заявил Льюис в интервью BBC. Он объявил, что Tesco нуждается в повышении качества обслуживания покупателей и в сокращении предлагаемого ассортимента. По его мнению, потребители слишком широкий ассортимент не оценили, и его надо упростить. Ряд аналитиков в Сити считают, что для возвращения на прежние позиции Tesco нужна полная смена руководства и радикальный пересмотр стратегии.

Происходящее может показаться удивительным, ведь Tesco — многолетний лидер британского ритейла. С 1994-го по 2006 год доля этой сети в стране выросла с 16 до 32%. Она смогла обойти своих крупнейших конкурентов — Sainsbury’s и Asda, постоянно предлагая новации в ритейле, а также начав масштабную международную экспансию, в том числе в Азии, Восточной Европе и даже в США.

 

Инновации в учете

Бухгалтерская нестыковка почти в полмиллиарда долларов — явная причина для беспокойства любой компании, даже такой крупной, как Tesco. Каким образом это могло произойти?

Причиной стал преждевременный учет прибылей — в первом полугодии каждого отчетного года. Учет же расходов в бухгалтерских документах откладывался на более поздние периоды. Способов было несколько. Так, поставщики часто платят ритейлерам в рамках промоакций, направленных на продажи их товаров. Например, платежи могут делаться за более удачное расположение на полках (на уровне глаз среднего человека), за повышающую продажи выкладку на торцах или у касс, а также за спецпредложения в духе «купи два по цене одного».

В британской пищевой промышленности, где очень высока конкуренция, в течение последнего десятилетия супермаркеты часто принимали от поставщиков платежи за промоакции в начале года. Но позже, во второй половине года, размер платежей мог корректироваться в сторону понижения. Но к этому моменту первоначальный платеж уже был записан на баланс супермаркета в каче

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (922) 3 ноября 2014
    Контуры нового миропорядка
    Содержание:
    И все же без правил

    Западу в целом и США в частности в любом случае придется смириться с уменьшением своего влияния в мире. Однако из двух вариантов возможного развития событий там, похоже, выбирают тот, что связан с наибольшими рисками

    Международный бизнес
    Потребление
    Специальное обозрение
    Реклама