Период адаптации

Специальное обозрение
Макрофинансирование
«Эксперт» №45 (922) 3 ноября 2014
Необходимость адаптироваться к законодательным новациям и негативным тенденциям в экономике не позволит портфелю микрофинансовых организаций прибавить более 40% по итогам 2014 года. Ускорение рынка возможно в 2015 году, но лишь в случае стабильной макроэкономической ситуации
Период адаптации

Портфель займов микрофинансовых организаций (МФО) за первое полугодие 2014 года показал темп прироста 18% и в абсолютном размере достиг 46 млрд рублей. С конца прошлого года участники рынка вынуждены приноравливаться к ряду законодательных новаций, а с начала года нынешнего еще и к резко ухудшившейся экономической ситуации. В результате многие МФО заметно ужесточили кредитную политику, что негативно отразилось на объемах выдачи микрозаймов. В результате рынку не удалось сохранить прошлогоднюю динамику (за первое полугодие 2013 года портфель вырос на 20%), хотя замедление темпов роста оказалось минимальным. Вместе с тем по динамике портфель МФО заметно опережает смежные сегменты банковского рынка — необеспеченное потребительское кредитование (+10%) и кредиты малому и среднему бизнесу (+3,7%), — сказались переток в этот сегмент части заемщиков в связи с ужесточением банковских требований и все еще очень небольшие масштабы рынка микрофинансирования (они сравнимы с размером банка, находящегося на сотом месте по активам).

 

Борьба лидеров

Наиболее быстрыми темпами в первом полугодии росли портфели микрозаймов, предоставляемых физическим лицам: потребительские микрозаймы (+25%) и микрозаймы до зарплаты (pay-day loans, PDL) (+18%). Отчасти подобная динамика связана с пересечением клиентской базы банков и МФО. Поэтому мы наблюдали переток некоторой части заемщиков на микрофинансовый рынок от розничных банков, где происходит сокращение предложения подобных продуктов. Портфель микрозаймов бизнесу показал прирост на 10%. С одной стороны, подобная динамика обусловлена задержкой в распределении бюджетных средств в региональные и муниципальные фонды (они поступили в конце полугодия). С другой стороны, динамику портфеля охладило снижение спроса на заемные средства со стороны предпринимателей, вызванное ухудшением экономической ситуации в стране.

По размеру портфеля на 1 июля 2014 года лидерство сохраняет компания «Домашние деньги» (4,6 млрд рублей; прирост с начала года 17%) из сегмента потребительских микрозаймов физическим лицам. По объемам выдачи и количеству выданных займов за первое полугодие остальных участников опережает «Магазин малого кредитования» (торговая марка «Быстроденьги»), представляющий сегмент микрозаймов до зарплаты (3,9 млрд рублей и 1,4 млн микрозаймов). Среди десяти крупнейших МФО по размеру портфеля максимальный прирост продемонстрировала группа компаний «Деньги сразу» (33%).

В сегменте потребительских микрозаймов лидерами по приросту портфеля стали Столичный залоговый дом (+40%) и «Народная казна» (+39%). В сегменте сверхкоротких микрозаймов до зарплаты с трех- и двукратным приростом портфелей за первое полугодие лидируют «Займо» и «Мани Мен», которые специализируются на выдаче микрозаймов онлайн. Более чем вдвое увеличила портфель и компания «МиниМаркет», специализирующаяся на офлайновых каналах продаж в сегменте PDL.

Крупнейшими игроками среди МФО, выдающих микрозаймы предпринимателям, стали две коммерческие компании — «Финотдел» (1,4

Как мы считали

Выводы аналитиков «Эксперта РА» основаны на публичных данных и на результатах анкетирования микрофинансовых организаций. В рамках исследования под микрофинансовыми организациями понимаются юридические лица, отвечающие совокупности двух признаков: осуществляющие микрофинансовую деятельность и зарегистрированные в государственном реестре микрофинансовых организаций.

В расчетах мы не учитываем портфель займов кредитных потребительских кооперативов, что может вызвать несоответствие объемных показателей данным предыдущих аналитических исследований агентства, касающихся рынка микрофинансирования.

Под микрозаймами до зарплаты в данном исследовании мы понимаем микрозаймы, выданные физическим лицам в размере не более 45 тыс. рублей на срок до двух месяцев (все иные займы физлицам мы относим к сегменту потребительских микрозаймов).

Кроме того, в портфеле микрозаймов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мы учитываем микрозаймы физлицам, выданные на предпринимательские цели.

Оценки в исследовании базируются преимущественно на данных по объему портфеля на конкретную дату. По нашему мнению, более корректно оценивать темпы прироста МФО по объемам предоставленных займов за отчетный период, однако соответствующая официальная статистика сегодня отсутствует, а сбор обобщенной информации с помощью анкетирования затруднен в связи с низким уровнем информационной прозрачности его участников.

Показатели просроченной задолженности (свыше 30 дней) по основному долгу оценивались на основании данных анкет участников, вследствие чего отдельные показатели по краткосрочным микрозаймам могут иметь статистически значимую погрешность.

В исследовании по итогам первого полугодия 2014 года приняло участие более 45 микрофинансовых организаций. При этом по итогам верификации предоставленных данных в ренкинги не были включены анкеты некоторых компаний. По нашим оценкам, охват рынка составил около 40%. При расчете объемных показателей аналитиками «Эксперта РА» были сделаны корректировки в соответствии с этой предпосылкой.

Выражаем признательность всем МФО за интерес, проявленный к нашему исследованию.