Вечнозеленое древо китаизированного марксизма

Книги
Москва, 03.11.2014
«Эксперт» №45 (922)
Китайские историки и философы на примере истории КНР последних полутора веков объясняют, как понимают и развивают марксизм современные китайские коммунисты

Книга, о которой идет речь, как указано в послесловии, — учебное пособие для бакалавров Университета Цинхуа, написанное большой группой ученых и экспертов, «которые долгое время посвящали изучению и исследованию марксистской теории».

Книга фактически объединяет учебник истории Китая за последние примерно 150 лет, преломленной через историю освободительного движения и Коммунистической партии, в стиле советской «Истории КПСС», и популярный учебник философии марксизма в духе «Основ философских знаний» Афанасьева, по которым учились во всех советских учебных заведениях.

В большинстве рейтингов Университет Цинхуа занимает в Китае первые места, поэтому, несмотря на то что это не исследование, а учебник, книга интересна тем, что отражает официальную точку зрения на историю КНР и на марксизм, который до сих пор в этой стране рассматривается как теоретическая основа текущей политики.

С середины XIX века, со времен поражения в опиумных войнах, в среде китайского чиновничества и интеллигенции начался поиск путей преодоления отсталости и, естественно, взоры обратились на Запад. Спустя много лет Мао Дзэдун, подводя итог «учебе на западных примерах», сказал, что «китайцы многому научились у Запада, но все это оказалось неприменимым». Собственно, вся книга — это история о том, как китайцы учились на Западе, а затем приспосабливали полученные знания к китайской специфике, с упором на ту роль, которую в этом сыграла КПК.

Китайская интеллигенция познакомилась с различными социалистическими учениями, и в частности с марксизмом, еще в конце XIX века. Переводились работы классиков, возникали разнообразные кружки, в которых эти работы изучались. Как пишут авторы, первоначально многие представители интеллигенции, в том числе марксисты, преклонялись перед капитализмом, который обеспечил Западу мощное развитие, но итоги Первой мировой войны подтолкнули их к переосмыслению взглядов. Тем более что на Парижской мирной конференции победители отвергли все претензии Китая. Как сказал один из основателей и первый генеральный секретарь КПК Чэнь Дусю: «Люди считают демократию и национализм факторами войны». А победа Октябрьской революции в России указала китайскому народу «новый путь развития». Для значительной части интеллигенции социализм оказался третьим путем между феодализмом старого Китая и капитализмом Запада. Летом 1921 года состоялся Первый съезд КПК, важную роль в подготовке и проведении которого сыграли представители Коминтерна.

Значительная часть книги посвящена тому, как развивалась КПК в условиях постоянного противостояния с Гоминьданом, первой революционной партией Китая, с японскими оккупантами, в условиях жесткой внутрипартийной борьбы и постоянного контроля Коминтерна, а потом — непосредственно КПСС. Итогом внутрипартийной борьбы стало возвышение Мао Дзэдуна, один из главных постулатов которого: «бороться с книгопоклонством» (под этим фактически понималось буквальное следование советскому опыту). Тут надо отметить стремление авторов дать значительно более взвеше

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (922) 3 ноября 2014
    Контуры нового миропорядка
    Содержание:
    И все же без правил

    Западу в целом и США в частности в любом случае придется смириться с уменьшением своего влияния в мире. Однако из двух вариантов возможного развития событий там, похоже, выбирают тот, что связан с наибольшими рисками

    Международный бизнес
    Потребление
    Специальное обозрение
    Реклама