Паспорт русского человека

На улице Правды
Москва, 17.11.2014
«Эксперт» №47 (924)

Фото: РИА Новости

11 ноября 2014 г. по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России», при участии патриарха Кирилла и множества других духовных и светских князей было принято следующее определение: «Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа». Таким образом, хотя бы на уровне заявки установлено, что такое есть паспорт русского человека и, соответственно, кто вправе такой паспорт предъявлять.

Всякое определение некоторого объекта немедленно вызывает желание испытать его на конкретных примерах. Является ли оно достаточным или, напротив, избыточным, сетка критериев дозволяет ли отсечь подлежащее отсечению и впустить то, что должно впустить. Это касается любых определений. Предложи собор определение стула, гриба, телефона etc., его тоже стали бы испытывать на пригодность. Взялся классифицировать — полезай в кузов.

Очевидно, соборующие хотели объять все случаи. Иначе они могли бы, как указал М. Б. Болотовский, воспользоваться формулой, предложенной двадцать с лишним лет назад В. В. Аксючицем: «Русский — тот, кто говорит по-русски, думает по-русски и считает себя русским». Короче и изящнее, но, видимо, хотелось большего. Поэтому формулу утяжелили, даже пренебрегши тем правилом, что для credo чем короче, тем лучше.

Лучше помнится, а что до точности, то умножение дефиниций не всегда производит большую ясность. «Не имеющий иных этнических предпочтений» — но что такое предпочтение, причем этническое? Зайди речь о государственных предпочтениях, логика законодателя была бы более понятна: он желает лишить паспорта т. наз. патриотов заграницы. Иногда и вправду хочется, но какое отношение это имеет к внутренней солидарности русских немцев или русских татар? Дополнительное этническое предпочтение несомненно, но что из него следует?

«Говорящий и думающий на русском языке» — здесь первое слово явно избыточно, ибо дума — первична. Если человек думает по-русски, но в силу обстоятельств говорит по-французски (живет он среди французов, допустим) — что же, ему в паспорте отказывать?

Сложнее всего с православием. Недаром твердый в благочестии В. В. Аксючиц не счел нужным включить этот член в символ национальной веры. Причина проста. «Признающий православное христианство основой национальной духовной культуры» требует от русского не просто национальных чувств, но еще и достаточной образованности, лишая паспорта людей простых и некнижных — хотя в прочих отношениях они были бы вполне национальны. Признавал ли Василий Теркин — «святой и грешный русский чудо-человек» — православное христианство etc.? И не только литературный герой. Что думали миллионы честно сражавшихся за родину в Великую Отечественную об основах национальной духовной культуры? Что думают о ней сейчас жители Донбасса?

Наверное, всяко-

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (924) 17 ноября 2014
    Перезапуск агропрома
    Содержание:
    Планы есть, будут ли деньги?

    Агропромышленные компании срочно реанимируют свои инвестиционные портфели — власти заявили о готовности помочь отечественному агропрому. Успех модернизации отрасли во многом будет зависеть от условий финансирования инвестпроектов, которые будут предъявлены

    Международный бизнес
    Потребление
    Реклама