«Розничный» плюс

Лизинг Прирост «розничных» сделок (около 44% за 9 месяцев 2014 года) не удержал рынок лизинга от падения: объем нового бизнеса снизился на 10%. Сокращение рынка продолжится и в 2015 году из-за удорожания кредитов и роста проблемных активов

По итогам третьего квартала 2014 года рынок лизинга продолжил сжиматься. Реализации отложенного спроса на обновление основных фондов (из-за неопределенности с введением новых санкций) не произошло из-за ухудшения макроэкономической ситуации в стране. В результате, по оценкам «Эксперт РА», новый бизнес (стоимость имущества) за девять месяцев текущего года составил около 522 млрд рублей (сокращение по отношению к трем кварталам 2013-го — около 10%), а сумма новых лизинговых договоров — 754 млрд рублей (сокращение почти на 20%). Объем нового бизнеса за январь—сентябрь 2014 года показал отрицательные темпы прироста, чего не наблюдалось за первые девять месяцев года на протяжении последних трех лет (см. график 1).

Главная тенденция рынка лизинга первого полугодия — увеличение числа «розничных» сделок — продолжилась (прирост нового бизнеса к девяти месяцам 2013 года составил около 44%), этому поспособствовали сокращение числа крупных сделок на рынке и переключение на лизинг части банковских клиентов, получивших отказ в кредите. Доля МСБ в структуре нового бизнеса за январь—сентябрь выросла до 53% (годом ранее — около 33%), доля крупного бизнеса снизилась до 45% (годом ранее — 66%), на госучреждения теперь приходится 1,3% (+0,2 п. п.), а на физические лица (без ИП) — 0,5% (+0,4 п. п.). Индекс «розничности» подтверждает изменения в структуре рынка: по сравнению с аналогичным периодом 2013 года он вырос на 9,5 п. п. (см. таблицу 1).

 

Ориентир на автолизинг

Лидером рынка за истекшие три квартала вновь стал «ВЭБ-лизинг» (см. таблицу 4), объем нового бизнеса которого составил 85,7 млрд рублей (+8,7% к аналогичному периоду 2013-го). Второе место занял «ВТБ Лизинг», поднявшись на одну позицию и продемонстрировав самые высокие темпы прироста среди компаний первой десятки (+67,5%). Третью позицию занимает компания «Европлан», специализирующаяся на автолизинге. В совокупности на тройку лидеров за три квартала 2014 года приходится около 38% всего объема нового бизнеса (годом ранее — 32%).

Лидеры показали разнонаправленные тенденции. За девять месяцев 2014 года концентрация на рынке возросла: доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 16,4% (за девять месяцев 2013 года — 13,5%, а за девять месяцев 2012-го — 24%), а на топ-10 компаний пришлось около 61% новых сделок против 54,3% за январь—сентябрь 2013-го.

Доля железнодорожной техники в сумме новых договоров значительно снизилась: с 37% за девять месяцев 2013 года до 23,6% за девять месяцев 2014-го. Продемонстрировал отрицательную динамику и драйвер 2013 года — авиализинг (его доля снизилась с 15,8 до 10,1%). Рост прочих сегментов (отличных от железнодорожной и авиатехники) суммарно составил около 13%. Доля автолизинга в сумме новых договоров продолжает увеличиваться: если за январь—сентябрь 2013 года она составила 21,8%, то за аналогичный период 2014-го достигла 32,3% (см. таблицу 2).

 

Жертвуя маржей

Главными вызовами для лизинговых компаний в 2014 году, как и прогнозировал «Эксперт РА»