Новогодний маршрут

Эксперт-авто
Москва, 08.12.2014
«Эксперт» №50 (927)
Наступающий год обещает быть непростым для авторынка. Однако почти все производители готовятся выводить на российский рынок новые модели в самых разных сегментах: они считают, что спад временный и через год-другой ситуация начнет восстанавливаться

В грядущем году торможение российского автомобильного рынка скорее всего продолжится. Если в 2014-м, по предварительным данным, продажи новых автомобилей снизятся на 12–15%, ориентировочно до 2,4 млн машин, то в 2015-м, согласно прогнозам, спад продаж продолжится почти такими же темпами (см. график 1). «В 2015 году мы ожидаем продолжения отрицательной динамики российского автомобильного рынка до 2,1 миллиона автомобилей, или минус 10 процентов по сравнению с 2014 годом», — прогнозирует Евгения Тетерина, специалист по связям с общественностью представительства Toyota в России.

Участники рынка говорят, что в условиях продолжающейся экономической нестабильности люди вряд ли будут делать такие значительные покупки. Увеличится и стоимость владения автомобилем. «Доступность кредитов для населения постепенно снижается: растут проценты, ужесточаются требования к заемщикам. Кроме того, растет стоимость страхования автомобилей по каско. Возможно, рынку могла бы помочь господдержка, например субсидирование кредитных ставок или программа утилизации, которая довольно успешно реализуется в текущем году», — считает Максим Виноградов, коммерческий директор представительства Volvo в России.

Наконец, очень больной вопрос для рынка — рост цен на автомобили, вызванный ослаблением курса рубля. В последние недели в автосалонах наблюдается оживление: те, кто собирался купить машину, хотят сделать это сейчас, пока цены еще существенно не выросли. И очевидно, что вслед за этим последует провал спроса. «Рынок в целом ожидают тяжелые времена, особенно в первой половине года, так как произошло смещение продаж на конец 2014-го, вызванное скачком курса рубля. Цены неминуемо вырастут, и людям понадобится время, чтобы к ним привыкнуть», — предполагает Андрей Глазков, директор по маркетингу компании Mazda в России.

Ожидается, что сильнее всего подорожают импортируемые автомобили: например, аналитическая компания «Автостат» прогнозирует взлет цен на них на 20–25%. А вот автомобили, которые производятся на российской территории, окажутся в более выгодной ситуации. Многие из них уже достигли достаточно высокой степени локализации — 60–70%, так что и подорожать они могут не более чем на 5–10%. Уже сейчас 70% авторынка — это машины, производимые на российской территории. И вполне вероятно, что их доля будет расти. 

Потенциал роста

Говоря о конкретных марках, стоит отметить, что из 63 присутствующих сейчас на рынке марок почти половина (31 бренд) падают медленнее рынка. А 11 марок умудряются даже показывать рост. Но есть и неудачники: как минимум у шести крупных марок продажи рухнули более чем на 30% (см. график 2).

Некоторые же решили и вовсе уйти с российского рынка. Из-за низкого спроса теперь официально не будут продаваться в России машины испанской марки Seat, американской Dodge и тайваньской Luxgen. Наблюдатели прочат такую же судьбу и ряду других игроков: например, неважно идут дела у итальянского бренда Fiat, американского Chrysler; кроме того, сейчас на рынке cлишком много ме

У партнеров

    «Эксперт»
    №50 (927) 8 декабря 2014
    Ревальвация ожиданий
    Содержание:
    Мобилизация свободных

    Послание Владимира Путина обозначило сохранение политического и экономического курса страны. Президент придерживается жесткой внешней риторики, но наметил либеральные преобразования в интересах отечественного бизнеса

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама