Судьба человека решается в аптеке

Русский бизнес
Аптечный рынок
«Эксперт» №50 (927) 8 декабря 2014
Компания «Самсон-Фарма» реализует редкую для аптечного рынка стратегию: предлагает широкий ассортимент, включающий специфические лекарства и препараты госпитального сектора, по умеренным ценам.
Судьба человека решается в аптеке

Аптечная сеть «Самсон-Фарма» — пример авторского проекта на московском розничном рынке. Отход от типовых розничных технологий здесь чувствуется во всем: в интерьерах аптек, их оснащении, профессионализме провизоров и дополнительных сервисных услугах. Но своим главным конкурентным преимуществом владелец фармацевтической компании «Самсон-Фарма» Самсон Согоян считает контакт с покупателем. Будучи врачом по образованию, он переносит в свои аптеки идеологию и нравственные законы врачебной этики, главный из которых — помогать людям. Этот подход, безусловно, находит отклик — длинные очереди покупателей со всей страны в «Самсон-Фарме» далеко не редкость. Что в конечном итоге сказывается и на экономических показателях сети: за счет высокого оборота компания занимает лидерские позиции в профессиональных рейтингах, оценивающих эффективность аптечного бизнеса. Об особенностях своего индивидуального подхода — к организации бизнеса и к покупателям — Самсон Согоян рассказал в интервью «Эксперту».

 

— В последнее время аптечный рынок сильно лихорадит — происходят слияния, поглощения, в то же время постоянно открывается много новых аптек, они появляются буквально на каждом углу. С какими изменениями в отрасли связано это движение?

— Мы не можем быть оторваны от экономики страны. Сегодня мы везде видим турбулентность. Аптечный рынок не исключение. В связи с тем, что он выходит на более высокий уровень развития, единичным аптекам очень сложно выжить: дорогостоящая аренда, растущие зарплаты, нет доступных источников финансирования, и поэтому на рынке идет консолидация. Это связано с желанием владельцев минимизировать расходы и сделать бизнес финансово устойчивым, максимально прибыльным за счет укрупнения, за счет получения лучших условий работы. Кроме того, сюда приходят инвесторы, думая, что здесь можно быстро и легко заработать, хотя на самом деле это не так. Поэтому открываются все новые и новые аптеки.

Но аптечный рынок ждет новый удар: сейчас готовится неприятный для нас закон, разрешающий продовольственным магазинам продавать безрецептурные лекарственные препараты. То есть у нас забирают почти треть от нашего ассортимента и оборота. Можно будет покупать безрецептурные препараты, БАДы, лечебную косметику, изделия медицинского назначения не только в аптеках, но и в обычных магазинах.

— Помимо того что безрецептурные препараты — это треть аптечного оборота, они еще и наиболее прибыльные?

— Во многих случаях да. Почему для нашей сети это решение столь неприятно? У нас есть так называемая коммерческая реализация, то есть мы продаем продукцию, наценка на которую не регламентирована государством. И есть реализация жизненно важных лекарственных препаратов, ЖНВЛП, на которые правительство регламентирует наценку. Допустим, на препараты дороже 500 рублей за упаковку максимально разрешенная наценка 15 процентов. У оптовиков наценка также не может превышать 10 процентов на препараты данной ценовой категории. Так вот, в моей аптечной сети 33,1 процента оборота лекарств — эт