Битва за киоск

Русский бизнес / Розничная торговля прессой Решение властей Москвы сделать киоски печати собственностью города раскололо рынок на два лагеря. Одни операторы газетной розницы считают, что у них отнимают бизнес, другие — что им преподносят королевский подарок

Возле станции метро «Новокузнецкая», откуда я езжу на работу, в десяти метрах от обычного газетного киоска недавно появился другой, более эффектный, похожий на шкаф с двумя высокими распахивающимися створками, на которых выложены дополнительные ряды прессы.

— Хорошая модель, но не для Москвы, — сразу выпаливает продавец нового киоска Люба, согласившаяся ответить на мои вопросы. По ее словам, журналы на створках мокнут под дождем и снегом, покрываются сажей. Да и работать в киоске старой модели намного удобнее: не надо лазить на табурет за изданиями в верхних рядах, выбегать на мороз на помощь клиентам, толпящимся у раскрытых створок.

— Вот, попробуйте пройти. — Люба открывает узкую-преузкую дверь, чтобы я протиснулась внутрь киоска. — А мне приходится делать это постоянно, — жалуется она, перемещаясь боком вдоль тесного прохода.

— А воду у вас часто спрашивают? — Киваю на крошечный холодильник в углу.

— Часто. Это потому, что рядом нет ни одного киоска с напитками. Все сопутствующие товары у нас хорошо раскупают.

— Выручка больше, чем в киоске старой модели?

— Выручка намного больше, а я от выручки получаю. — Она спохватывается, что все не так плохо. — Это только первая партия киосков неудобная, а сейчас компания завезла другие, попросторнее.

Люба работает в компании «Кардос» — крупнейшем московском операторе распространения прессы. В этом году, следуя рекомендации мэрии, которая давно озабочена внешним видом городской нестационарной розницы, «Кардос» начал закупать киоски «французской» модели и обновил 100 точек из имеющихся у него 450. Если бы так пошло и дальше, то через три-четыре года благодаря «Кардосу» пятая часть газетной торговли в Москве была бы модернизирована. Но, к сожалению, другие игроки на рынке ничего подобного не предприняли, ссылаясь на низкую маржу. И вот в начале декабря вся отрасль оказалась в совершенно новой реальности. Московское правительство в лице главы департамента СМИ и рекламы Владимира Черникова сообщило, что оно само в течение двух лет профинансирует обновление городских киосков печати, вложив в это 1,5 млрд рублей. При этом «железо» — всего более двух тысяч точек — станет собственностью города, а владельцы розничных сетей перейдут в разряд арендаторов.

К людям доброй воли

Реакция рынка на решение мэрии поначалу казалась однозначной: у киоскеров отбирают хлеб. Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), сразу заявил, что речь идет о фактической национализации отрасли, и это недопустимо. «Замысел сам по себе хороший — обновить уличную мебель, это мы поддерживаем. Но дальше начинаются вещи, которых мы не понимаем: почему происходит смена собственности, какая будет экономика у новой модели бизнеса, компенсируют ли ущерб тем компаниям, которые сами поменяли киоски», — перечисляет он. По его мнению, ставится под удар не только розничный, но и оптовый бизнес распространителей прессы: «Люди двадцать лет создавали склады, покупали сортировочные линии, обучали персонал.

Сетям газетных киосков предстоит выбирать между арендой и логистическим бизнесом