Налоговый маневр толкает бензин вверх

Повестка дня

«Некоторые вещи вызывают, конечно, вопросы. Вот на десять процентов на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении цен на нефть на 35 процентов», — сказал Владимир Путин на встрече с членами правительства. Президент отметил и другую аномалию: обычно инфляция — это повышение цен от опта к рознице. Сейчас, напротив, нефтепродуктовая розница дорожает быстрее мелкого опта. И с этим тоже, по словам Путина, следует разобраться.

Заметно, что цены на разные сорта бензина поднимаются неравномерно. «В целом картина типична: по Северо-Западному региону, например, отпускные цены на элитные сорта бензина росли больше, чем на обычные, — пояснил “Эксперту” Михаил Гаврилов, менеджер ООО “КФ Трейд”. — Растут цены и на заправках, в первую очередь крупных нефтяных компаний. Например, на заправках “ЛУКойла” в Питере за две недели АИ-95 подорожал с 32 с лишним рублей до 36,7».

Это говорит о том, что вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) решили ускорить возврат инвестиций от модернизации производств под более экологичные сорта бензина («Евро-4», «Евро-5»). В частности, полностью на своих заводах завершили такую модернизацию «ЛУКойл», «Газпром нефть», частично и многие другие. «Безусловно, первым делом повысили цены ВИНКи, — говорит Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. — У таких компаний много валютных расходов, западные кредиты и расчеты в валюте за оборудование».

К тому же спрос на российские нефтепродукты за рубежом на фоне девальвации рубля увеличился, особенно в приграничных странах, откуда продукцию могут переправлять в Европу. Притом что для ВИНКов цены на внутреннем рынке не растут, а падают с валютной точки зрения. Например, если в России в среднем АИ-95 стоит 36 рублей, то в Киеве — 46. «Логично, что ВИНКи хотят заработать на этом», — говорит Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари».

В целом средний дефицит спроса на рынке нефтепродуктов в России оставляет 1–1,5% в год. С девальвацией рубля он усилился и еще будет расти, поскольку продукция стала более востребована за рубежом, в том числе на мелкооптовом рынке. Такая ситуация ранее прогнозировалась. Равно как и еще больший рост цен при введении налогового маневра.

Налоговый маневр стал альтернативой увеличению уже с 2015 года ставки пошлины на экспорт мазута до 100% от нефтяной. Этот шаг ударил бы по нефтепереработке, маневр же, то есть снижение экспортной пошлины на нефтепереработку с параллельным увеличением НДПИ, рассматривался как более выгодный для нефтяной отрасли вариант. К тому же планировалось, что маневр пройдет на фоне снижения акцизов. «Изначально предполагалось, что НДПИ будет расти меньше, чем снижаться экспортная пошлина, и этого хватит, чтобы нарастить внутреннюю переработку и ликвидировать постоянный дефицит моторного топлива, — пояснил компетентный источник в одной из нефтяных компаний. — Но уже к второму чтению в ноябре появились невесть откуда корректировки. А доля акцизов уменьшилась не настолько, насколько рассчитыва