Пенсия по глубокой старости

Специальный доклад / Пенсионное обеспечение Страны Восточной Европы не справились с формированием накопительных пенсий. Их бюджеты в краткосрочной перспективе выиграли, но будущее пенсионеров остается неопределенным — как минимум им придется гораздо дольше работать

Ситуация с заморозкой пенсионных накоплений, сложившаяся в этом году в России, не уникальна. Страны Восточной Европы, до сих пор преуспевавшие в формировании накопительных пенсий (к 2012 году активы пенсионных фондов Польши, к примеру, составляли 17% ее ВВП, тогда как в России этот показатель едва приближался к 5%), решили резко изменить свои пенсионные системы и отказаться от накопительного компонента. А в некоторых государствах при этом накопления граждан были изъяты и национализированы (!). Так поступили, например, в Венгрии в 2011 году, экспроприировав активы местных частных пенсионных фондов в размере 13 млрд долларов. Правда, те, кто хотел, могли оставить свои накопления — но тогда для них на два процентных пункта вырос бы подоходный налог и они потеряли бы все преимущества государственной системы социального страхования. Желающих было очень немного. В Польше в этом году правительство изъяло у частных пенсионных фондов примерно половину их портфеля (50,4 млрд долларов) в виде гособлигаций. В других странах накопления не экспроприируются, но тоже виден отход от системы пенсионных накоплений — так, в Словакии снизили размер взносов в накопительную систему с 9 до 4% заработка.

Не справились

Кризис, начавшийся в 2008 году, слишком сильно ударил по экономике восточноевропейских стран — им пришлось думать в первую очередь о том, как удержать под контролем дефицит бюджета и растущие долги. И пенсионные накопления оказались удобным источником средств, которым решено было пожертвовать. «Прошедшие в ряде стран Восточной Европы конфискационные мероприятия в отношении систем обязательного пенсионного страхования в целом были сделаны как под копирку, — говорит начальник отдела коммуникационной поддержки НПФ “Райффайзен” Даниил Хавронюк. — Правительства, оказавшись перед лицом экономического кризиса, дефицита бюджета и высоких значений госдолга, действовали скорее тактически, нежели стратегически. Средства пенсионных накоплений использовались для решения неотложных задач, в том числе социальной поддержки. В Польше правительство поживилось 50 миллиардами евро, и дефицит бюджета в 4,8 процента в 2013-м обернулся ожидаемым профицитом более 4,5 процента в 2014-м. В Венгрии объем национализации составил 13 млрд евро, сократив госдолг с 83 до 77 процентов от ВВП. Реакция рынков также была типичной: шок, неприятие, временная просадка, сменившиеся ростом, в том числе благодаря улучшившимся макроэкономическим показателям».

Дело в том, что введение накопительного компонента в обязательную пенсионную систему всегда оборачивается потерями для распределительной системы — ведь часть взносов начинает поступать на индивидуальные счета будущих пенсионеров, а не на выплату текущих пенсий. Преимущества же накопительного компонента становятся очевидны лишь через несколько десятков лет (!) после его запуска. Но страны Восточной Европы не могли позволить себе ждать: например, в Польше из-за накопительного компонента дефицит государственной системы соцобеспечения составил 2% В