Слишком большой для банкротства

Русский бизнес

Авиакомпанию «ЮТэйр» будут спасать от банкротства. Администрации Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), а также примкнувший к ним «Сургутнефтегаз», главный акционер авиакомпании, создадут консультативную группу по финансовому оздоровлению. Ее главная задача — разработка комплекса мер по реструктуризации задолженности компании. Всемерную поддержку этому начинанию пообещал и глава «Росавиации» Александр Нерадько.

Напомним, что к «ЮТэйр» был предъявлен ряд судебных исков со стороны кредиторов и партнеров по бизнесу. Так, Альфа-банк желает взыскать с авиаперевозчика долг в размере 11,9 млн долларов, «Газпромавиа» требует 125 млн рублей, аэропорт Ростов на Дону — 28,6 млн, аэропорт Курган — 6,5 млн, пермская ИФК «Авиализинг» — 3,5 млн рублей. Последняя направила в суд и заявление о признании «ЮТэйр» банкротом.

Всего два десятка исков более чем на 700 млн рублей. Для компании это довольно большие деньги. Ее выручка по итогам 2013 года составила 82,9 млрд рублей при чистом убытке 4,5 млрд и общем долге 60 млрд рублей.

Перед компанией замаячил призрак реального банкротства. По иску кредиторов уже были арестованы семь принадлежащих компании вертолетов Ми-8 в Тобольске в качестве обеспечительной меры по уплате долга.

Проблемы компании не могли быть связаны с падением спроса на ее услуги. Спрос стабильно растет. Только за девять месяцев этого года число авиапассажиров выросло на 12%, у «ЮТэйр» — на 14%. Компанию подвели слишком высокие издержки, которые она не смогла вовремя сократить.

В отечественной практике есть немало примеров банкротства авиакомпаний. Но, как правило, эти компании были небольшими и не играли заметной роли на авиарынке.

А «ЮТэйр», при всех ошибках ее руководства, оказалась слишком большой для банкротства. На нее приходится 9,7% российского рынка авиаперевозок в натуральном измерении (см. график), что делает ее третьей по величине авиакомпанией страны. Более того, «ЮТэйр» играет исключительно важную роль в Западно-Сибирском регионе. Она является крупным работодателем, имея 15,5 тыс. сотрудников, в том числе 8 тыс. — в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Компания играет важную роль как в организации транспортного сообщения этих регионов с внешним миром, так и в обслуживании предприятий геологоразведки, строителей, нефтяников и газовиков. А именно в этих регионах добывается свыше половины всей российской нефти и более 80% газа.

Именно поэтому и «Росавиация», и региональные власти так заинтересованы в спасении компании.

Большинство авиапассажиров России выбирают четыре крупнейшие компании