Виды на 2033 год

Русский бизнес / Стратегия Некоторые российские компании готовы вести наступательные действия на рынке, несмотря на негативные прогнозы развития экономики
Представленно ГК "Гласспром"

«Какие планы на 2015 год? — переспрашивает Игорь Медведев, генеральный директор воронежской компании “Эколенд”, торгующей овощными консервами и растительными маслами. — Вообще-то, у нас есть четкая стратегия: мы ее приняли в 2008-м и до 2033 года». Начав с дистрибуции, компания дрейфует в сторону создания собственного аграрного производства. Сейчас она уже размещает заказы на выпуск продуктов под своей маркой и по своей технологии, а в будущем намерена «дойти до матушки земли».

На фоне панических ожиданий, охвативших все рынки в конце прошлого года, удивительными кажутся итоги опроса, проведенного в ноябре ГК «Институт Тренинга — АРБ Про», в котором приняли участие более 350 первых руководителей российских негосударственных компаний. Оказалось, что большая часть опрошенных планирует в 2015 году активно развивать свой бизнес: инвестировать, наращивать долю рынка, осваивать новые направления деятельности (см. график). Хотя, казалось бы, при намечающемся углубления кризиса и рецессии это почти невозможно.

Главное — не терять перспективу

В самой группе компаний «Институт Тренинга АРБ Про» связывают полученные результаты со спецификой выборки, в которой представлены отнюдь не среднестатистические структуры. Речь идет о партнерской сети «Института», консультирующего по стратегическим вопросам, так что во главе этих компаний стоят квалифицированные менеджеры, способные минимизировать риски развития. «Большинство этих компаний возглавляют уверенные управленческие команды, которые постоянно наращивают компетенции и делают что-то новое, выходящее за рамки отраслевой практики. Многие целенаправленно поддерживают финансовую устойчивость, у них нет катастрофических долгов», — поясняет Демид Голиков, руководитель направления стратегического планирования.

На наш взгляд, главная отличительная черта компаний-оптимистов — стратегический подход к бизнесу, которого они придерживаются отнюдь не со вчерашнего дня. Поэтому нынешние пертурбации на рынке для них — это эпизод в череде давно и постоянно отслеживаемых изменений внешней среды.

Скажем, дистрибутор алкоголя из Екатеринбурга «Семь пятниц» еще два года назад подметил, что оптовиков в регионе теснит сетевая розница, причем дисконтная. Компания начала развивать сеть розничных алкогольных магазинов, постепенно добавляя в ассортимент продукты, и сейчас она обладает компетенциями в розничном бизнесе, которые позволяют ей не снижать темпов роста даже в кризис. «В 2013 году у нас было 15 магазинов, в прошлом — уже 125, а в новом году планируем открыть еще 300», — рассказывает владелец «Семи пятниц» Владимир Чамовских. Кроме того, компания начала в 2015 году продавать франшизу в регионы, на которую поступило на конец 2014 года уже сто заявок.

Точно так же в подмосковной ГК «Гласспром», выпускавшей алюминиевые конструкции для простого остекления, еще в 2012 году отметили, что начали поступать заявки на противопожарные конструкции, и, осознав перспективность этого направления, решили занять на нем лидирующие позиции. За д

Большая часть компаний настроена по-боевому